Чувадар-возникновение фамилии и родословная, предания семьи.(Чувадар, Абибуллаев, Меметов, Чурлу,

На модерации Отложенный

вторник, 24 мая 2011 г.

Чувадар-возникновение фамилии и родословная, предания семьи. (Чувадар, Абибуллаев, Меметов, Чурлу, Сеитджелил, Билял, Сарана, Бекиров)

 
Памяти "тети Фадьмы" посвящается.
мной частично отредактировано. дополнено. но основное записано "тетей Фаней"


Возникновение фамилии
начал со словаря Даля.
== Толковый словарь Даля онлайн ==дает одно из толкований "чарводар"
Чарводар м. кавказское. - обозник, погонщик из жителей. Вполне возможно возникновение фамилии Чувадар от прозвища погонщика (предок был владельцем большого стада).
В македонском словаре записано следующее чувадар мн. чувадари Вид збор: Именка, машки род в. чувар. Употреба: Архаизам Слично со: чувар (м.)
В общем по словарям не очень удается...
По воспоминаниям , мой прапрадед Осман Чувадар (1840-1879)рассказывал, что  его прапрадед был мурзой, дипломатом. Носил красные "шальвары" .Когда он входил в "каве" (кофейню), все вставали и делали поклон скрестив руки на груди.
Все родственники были в селе Чоргуна (район возле речки Черная) под Севастополем. Имел много земли , чаиров(садов) и овец.
Его жена ФАДЬМЕ 1850-1924, ее именем названа моей мамы тетя Фадьма(Фатьма), которая сохранила много семейных преданий.,
Прапрабабушка родом из Бахчисарая .
Она говорила : ЧУВАДАР НЕСИЛИ ГАИП ОЛАДЖАК ОНЫ ГАИП ЭТМЕК МУМКУН ДЕЛИЛЬ
ДЕТИ ОСМАНА: ЧУВАДАР И ФАДЬМЕ:
Сеитмемет Османович Чувадар 1870-1959, мой прадед,закончил русскую гимназию с отличием, дружил с Гаспринским.
Пояснение.
Гаспринский Измаил-Бей [1851—1914] — крупный татарский общественный деятель, публицист, беллетрист, реформатор старометодной религиозной школы и идеолог панисламизма в царской России. Р. родился в деревне Гаспра, около г. Бахчисарая в Крыму, в семье небогатого татарского дворянина. Первоначальное образование получил в мектебе, затем поступил в Московское военное училище, к-рого однако не окончил. В 1866 вернулся в Бахчисарай. Жил некоторое время во Франции [1871] и около двух лет в Константинополе [1874—1875]. Возвратился на родину в 1878, где в течение двух лет состоял городским головою. В 1883 Г. приступил к изданию в Бахчисарае газеты "Тарджиман" (Переводчик), к-рая до первой русской революции оставалась единственной тюркской газетой в России. В течение 30 с лишним лет Г. играл огромную роль среди тюркско-татарских народов России. Лозунг — "в яз. и мыслях будем едины" — Г. проводил через "Тарджиман" и беллетристические свои произведения. Являясь идеологом молодой татарской буржуазии, Г. вел упорную борьбу со схоластикой, темнотой представителей ислама, пытаясь сочетать основы последнего с европейской культурой своего времени. В газете "Тарджиман" Г. под псевдонимом Мулла-Габбаз-Франсови помещал "Европейские письма" (Франсистан-Мектубляри), в которых пытался примирить ислам с европейской культурой. В этом отношении характерен его фантастический рассказ "Дарур Рахат" (Страна блаженства, изд. в 1891 отдельным изданием), в к-ром Г. проводит мысль о том, что только в слиянии ислама с современной европейской культурой — залог дальнейшего развития человечества. Г. объективно играл прогрессивную роль до первой русской революции, организуя вокруг "Тарджимана" либеральное движение тюркско-татарских народов России.
Но вернемся к Осман Чувадар.

Работал приказчиком, хорошо знал российские мануфактуры откуда привозил товар. Имел кожевенное предприятие в Бахчисарае. При советах записал это предприятие на еврея. Когда начались гонения на этого еврея, прадед купил ему билеты на пароход и отправил с семьей в Америку. При советах работал сторожем в магазине.
Мустафа Чувадар- расстрелян в Симферополе в 1929 (причина расстрела неизвестна точно. но мой дед Амет  как-то рассказывал как из его отца выбивали золото. Поставили к стенке и тому пришлось все отдать, или почти все.) Кроме того, если вспомнить, что в эти годы проводилась коллективизация, то думаю скорее всего это тоже сыграло немаловажную роль... И если 1921 год известен как год татаризации и автономизации Крыма, то конец двадцатых прославился затягивание гаек и отказом от национального везде . по всему СССР
http://maidan.org.ua/static/mai/1300864842.html
Амет Чувадар- умер в царской армии прослужив 8 лет.
Катидже- умерла не будучи замужем.

Версия еще одна .
В сербском языке сохранилось это слово целиком и значение его довольно интересно . Исходит ко временам православия и готского царства.
"Црвена јаја
Најчешћа једнобојна јаја су црвена, а у неким крајевима и једина. Међу најстаријим коришћеним сировинама за добијање црвене био је броћ и помиње се још у 16. веку. Касније, броћ је заменио варзил који је увожен из Бразилије и анилинске боје. У недостатку ових боја, коришћене су биљке из окружења или њихови делови, као што су руј и метвица или кора од шљиве или трешње. Важност црвене боје је последица њене повезаности са бојом (Христове) крви. Постоји обичај да се прво јаје боји црвено. Ово јаје се и чува до следећег Ускрса и назива се „чуваркућа“, „чувадар“, „стражар“, „крсташ“ и сл. У складу са називима, овом јајету се приписују магијске моћи и сматра се да је велико зло по укућане уколико оно пукне. У Србији је такође лоше обојено јаје значило рђав знак и веровало се да се бојење јаја могло урећи. Зато су се жене трудиле да их не виде док боје. Уколико би током те радње неко био присутан, оне би разним причама о нечем црвеном покушале да том неком одврате пажњу, али и да утичу да јаја буду црвена као то нешто што помињу у причи. Да би јаја била црвенија, понекад су поклапале шерпу црвеним поклопцем."
При переводе на русский получаем следующее значение этого слова-
Красное яйцо
Наиболее распространенный яйца цвет белый, а в некоторых регионах только. Среди старейших используемых сырья для красных было безумное и упоминается в 16-м века. Позже, безумное был заменен varzil которого импортируется из Бразилии и анилиновых цветов. В отсутствие этих цветов были использованы растения от региона или их частей, таких, как сентябрь и мятой или коры сливы или вишни. Значение красного цвета является результатом его связь с цветом (Христа) крови. Там когда-то первое яйцо красного цвета. Это яйцо хранится до следующей Пасхи и называется "houseleek", "čuvadar", "охрана", "лодка" и тому подобное. В соответствии с названиями, яйцо добавляется в магическую силу и считается большим злом члены семьи, если она нарушает. Сербия также рисовал плохо яйцо средств плохой знак, и считается, что красить яйца могут не заметить. Таким образом, женщины упорно трудился, чтобы не видеть цвета. Если кто-то в том, что действие настоящего, они имеют разные истории о чем-то красным, что кто-то пытался отвлечь внимание, но и влияют на яйца белые, как это что-то упоминается в рассказе. Чтобы яйца были краснее, иногда совпадали банка красной обложке.
Чувадар- окрашенное в красный цвет ритуальное яйцо , которое оставляют в целях магической защиты дома от одного святого воскресения до следующего святого восресенья.
Вспомним предание в котором говорится о том что наш предок был готом,  а сербы как раз живут на территориях которые раньше входили в состав православного готского царства(куда входил и Крым) и у них сохранилось в преданиях такое , вероятно готское название...

Но имеется еще одна версия происхождения фамилии.
Чувадар - с тюркского, "священная яма " или "колодец"?
В семье ходит такая легенда.

ЦЕЛЕБНЫЙ ИСТОЧНИК
Рассказ записанный со слов Фадьме Чувадар (тети моей мамы) . Фадьме Чувадар слышала эту историю от своей матери Сельме.
Действие происходило в Бахчисарае примерно в 1850 году в доме деда Сельме купца Аттар Сеитджелила Произошло это событие во время поста ораза. Прадед(мой прапрадед) Сеитджелил вместе со всеми мужчинами каждый вечер уходил в мечеть совершать теревих намаз. Прабабушка (моя прапрабабушка) совершала этот намаз дома одна и каждый раз во время молитвы ей казалось , что за спиной молится кто-то еще. Так как во время намаза запрещено смотреть по сторонам бабушка не позволяла себе оглядываться , а после молитвы она убеждалась , что в комнате кроме нее никого нет. В день Арифе (последний день перед праздником РАМАЗАН во время намаза она услышала сзади голос: "Биз мында учдачемыз , ярын беян оладжакмыз" "Нас здесь трое. Завтра мы объявимся." По приходу мужа она впервые ему все рассказала "Сага оле кельгендыр" "Тебе наверное показалось" ответил Аттар Сеитжделил. Поутру прадед вышел в сад и подошел к колодцу . На листьях подорожника (бака япрак) был блестящий след от улитки который вывел арабскую надпись "Биз мында учдачемыз, Коз агырсына деваджимыз." "Нас здесь трое. Мы глазные лекари". Блестящий след вел в глубь двора , под дерево сирени, что росло возле ханского дворца.Он обрывался возле мокрого участка земли. Сделанное углубление наполнилось влагой . Здесь сочился источник. Прадед выложил из камня небольшую ванночку в которую по каплям собиралась вода. Многие нуждающиеся в лечении бахчисарайцы вылечили свои глаза целебной водой.Чудесные свойства источника помогли многим больным приезжающим за помощью из других мест. Так может от него зовется наш род?
Чувадар

ЧУВАДАР - с тюрк. "священная яма "
Очередной вариант происхождения фамилии.

Возник совсем недавно, когда была открыта так называемая подземная пирамида в районе Чуфут- Кале. Там был открыт подземный ход который вел только в одном направлении, вниз и в сторону, выход был за пределами оборонительных сооружений Чуфут-Кале. Существует легенда о каком-то таинственном летучем отряде , которые появлялись из-под земли в тылу врага окружившего Чуфут-Кале и повергали его в ужас и в бегство. В подземном ходу вполне могла уместится сотня...Об этой "яме" никто не знал только посвященные. так может это та "священная яма" которой обязан наш род своим именем?
Ведь мой прапрадед Осман Чувадар 1840-1879 рассказывал что его прапрадед был мурзой, дипломатом и по-моему вполне мог руководить таким отрядом...или быть тем, кому могла быть доверена тайна подземного хода...?
По линии жены Османа Чувадара(моего прадеда) Селиме Билял(1890-1974) родословная такова.

Аттар Сеитджелил - Бахчисарайчий купец. Его каменный дом стоит по сей день возле ханского дворца в Бахчисарае. До войны в нем располагалась школа, недавно реставрационное бюро, а после вроде бы прокуратура. Именно во дворе этого дома и произошла истори с родником-целебным источником.
Дети: Аджи Билял и Зылха Билял- по мужу фамилию не знаю
Дети Зылхи : Абла, Эшреф, Альме . Альме по мужу Сарана.
Дети Альме Сарана: Амди, Сервер, Эминэ, Мустафа
Дети Эшрефа Биляла: Рустем Энвер
Сын Аттара Сеитджелила Аджи  Билял (1850-1937) совершил 3 раза хадж в Мекку. Все наши родственники родом из Гаспры, Кореиза, Мисхора. Он был высокого роста с волнистыми волосами на голове в на бороде и глаза у него были пронзительно синие(как у моего внука Максима). Он происходил от готов. Любил путешествовать. Был здоров и крепок и в 75 лет ходил прямо. Однажды Аджи Билял продал дом отца и уехал жить в Турцию , но его жена Бавбек Насибе заболела и ему пришлось вернутся в Бахчисарай. "Тетя Фадьма" так ее называли все родственники , поведала такую историю. "Мой дед Аджи Билял жил в Бахчисарае в богатом каменном доме на берегу Чурук-су, возле ханского дворца. У него было много родственников в Стамбуле. Однажды он решил насовсем перебраться в Турцию . Продав дом он перехал в Стамбул, но тут через некоторое время заболела его жена Бавбек Насибе. Она лежала не вставая и никто из докторов не мог определить чем она больна.Один знаменитый доктор осмотрев ее сказал:"Она больна ностальгией. Езжайте домойй в Бахчисарай . Там она встанет на ноги ." Так и случилось. Денег на покупку дома у него уже не было и поселился он в доме , хозяином в котором был один русский , живший с семьей в Симферополе.
Селиме и ее сестры во время ежедневных молитв просили Аллаха , чтобы у них был свой дом. Однажды к Аджи Билялу приехал родственник с южного берега и сообщил, что умерла его богатая тетушка Ала Касымова Муксум, владелица кораблей."Тетушка завещала , чтобы ты сделал хадж в Мекку."-сказал родственник."Найдите другого человека. Я сейчас не могу ехать, т.к. хозяин дома решил женить сына и мы должны скоро освободить дом"-ответил прадедушка."Нет"- сказал родственник."Она просила сделать хадж именно тебя, потому что ты уже трижды был в Мекке и не обманешь, а другим тетушка не доверяет. Поехали в Симферополь к хозяину дома" "Сколько стоит твой дом?"- спросил он у хозяина. Тот назвал ему цену. "Вот тебе вдвое больше отдай дом этому человеку" Так по воле Аллаха осуществились мечты моей бабушки и ее сестер"
Жена Аджи Биляла- Бавбек Насибе Их дети : Селиме. Саиде, Суваде, Мустафа.
Селиме Чувадар(Билял) 1890-1974 -моя прапрабабушка. Турецкоподданная до второй мировой. родилась в Турции(?). Окончила Лютфие мектебе четырехгодичную мусульманскую школу для девочек в Стамбуле. Умела читать Коран и знала каким должен быть мусульманин. Всегда была по настоящему верующия . На протяжении всей жизни делала пятикратный намаз. Была примером терпения , добра и милосердия к людям. Вышивала в Бахчисарайской артели татарские орнаменты. Молила перед свадьбой Аллаха , чтобы было много детей и гостей. Имела способности провидца. Могла предсказывать за полчаса до прихода, что идет гость и в какой степени родства он к ней приходится. Вышла замуж за вдовца Османа Чувадара , который был на 20 лет ее старше . Ее привлекло то, что он был образован а также имел осиротевшую после смерти матери дочь. Это Селиме поведала историю о целебном источнике "тете Фадьме"
Дети Селиме: Алиме Чувадар 1912-1968
Чурлу Юсуф, муж Алиме до войны работал директором кинотеатре "Спартак" в Ялте. Жил он с женой в кинотеатре на первом этаже . на втором этаже жила русская старушка. Она как-то по большому секрету рассказала Алиме, что она была в молодости няней русского царя Николая 2. За несколоько дней до начала войны она сказала Алиме: "Анечка, будет война и большая война" "Откуда вы знаете?" " Я проснулась ночью и у меня в комнате задрожали стены. Так же было перед первой мировой войной. Вот посмотришь"... Второе знамение о войне было весной 1941г. Однажды вечером небо над Бахчисараем стало красным. С Запада на Восток разлилось огненное море. Дети стали звать маму Алиме. "Анам, бакынъыз, кок кызарды", "Вай балам бойле кок кызарыл кельген обыр сефер дженк ондже. Галиба кене дженк оладжак. Оякта къызарды у вахытта". Затем красное ушло на Запад. Мама сказала. что откуда война придет туда и уйдет...
Осман Чувадар 1914-1983 В начале войны когда Севастополь еще не был взят фашистами, к нам в дом пришли соседи и сказали:"Осман попал в плен. Он находится возле ставка в Бахчисарае, где фашисты сделали проволочное заграждение. Осман нам сказал:" Я здесь. передайте отцу, чтобы пришел." Отец тотчас пошел в это место. Он ходил вдоль проволоки и выкликивал : " Осман. Осман..." Но Османа не было. Ему сказали пленные , что часть людей увезли в Симферополь. На следующий день отец поехал в Симферополь и нашел там этих пленных. Он попросил подозвать Чувадар Османа. К нему подошел человек и сказал:"Осман в Севастополе. а я выдал себя за него. Я еврей , а вы знаете. что евреев фашисты расстреливают. Мы служили вместе с вашим сыном в Севастополе."(Осман служил в Севастополе в 5 медико-санитарной части водителем скорой помощи). Отец сказал: "Я понял. Я должен сказать . что ты мой сын. Хорошо." И он подтвердил перед фашистами, что этот человек его сын Чувадар Осман Сеитмеметович. Поверить этому не составляло большого труда, т.к. отец был похож на еврея . По этой причине у него часто проверяли документы. Продукты , которые отец принес для сына он передал этому солдату. Больше об этом человеке мы ничего не слышали до конца войны. Осман при взятии немцами Севастополя был ранен осколком в голову и оставлен своими товарищами под кустом. Очнувшись он нашел в себе силы добраться до гражданского убежища и переодеться в гражданскую одежду. С большим трудом ему удалось попасть к себе домой. 16 мая 1944 года в наш дом пришел тот спасенный отцом еврей. Он был высокого роста и кажется в чине майора. Осман и майор увидев друг друга обнялись и расцеловались. Гость воскликнул: "Османчик! Я спасся благодаря твоей фамилии. Я жив. Я пришел поблагодарить твоего отца за то что он спас меня" Затем майор рассказал, что под именем Чувадар Османа он был взят немцами работать переводчиком в штаб(он владел немецким языком- идиш очень похож). На Северном Кавказе , где находился штаб . немцы готовили секретную операцию. Линия фронта находилась рядом. Ночью он перешел ее и передал советскому командованию сведения о готовящейся операции. За это он получил повышение в должности . майор сказал. что он скоро возьмет османа служить в свою часть . которая стоит где-то под Севастополем. А 18 мая всех нас погрузили в вагоны (через 2 дня) и увезли в Среднюю Азию. Больше ничего об этом еврее имы не знаем. К сожалению отец и брат уже умерли и фамилия его забыта....Осман говорил что он работал в части. интендантом...

Амет Чувадарович Меметов (1915-1985) - мой дед -Ошибочно записан Меметов вместо Чувадар
Служил в связи.
Дошел до Берлина. Имеет боевые ордена и медали. Дослужился до майора. После войны служил во Львове на львовском Главпочтамте.
Сеитджелил 1917-? с войны не вернулся.
Мамут 1919-1942 До войны все жили по адресу Ветеринарная 22 современный адрес Танкистов 11а.
Мамут был тот еще выдумщик. Однажды зимой его послали в лес по дрова. Возвращаясь домой с полной тележкой он издалека заметил . едущего навстречу верхом на коне лесника. Встреча с ним не сулила ничего хорошего (не забывайте что дело было в конце 1930-х, когда за колосок сажали на 10 лет). Так вот. не долго думая , Мамут разделся донага и побежал навстречу босиком по снегу вывернув ноги пятками назад. При этом он кривлялся, делал нелепые движения ( Мамут был способным артистом, в школьном театре он играл роль Алеко в "Цыганах" Пушкина). Лесник увидев необычное представление шарахнулся в сторону и ускакал. Вечером по Бахчисараю пронесся слух, что леснику в лесу повстречался шайтан. Шел 1943 год, трое сыновей в том числе и Мамут воевали на различных фронтах второй мировой. Однажды Фадьме приснился сон будто бы в конце дедушкиноого двора в сарае разверзлась земля и из нее постепенно вырос брат Мамут в зеленой военной форме и заговорил;"Вы думаете, что я жив, а я уже умер. Видите у меня нога забинтована. Я умер от этого. Через полгода пришла похоронка, от том что Мамут погиб под Ленинградом в Малыъх Ижорах. Однажды его боевой друг Амет, который жил в Самарканде, написал большое письмо , где описал . как погиб Мамут: "Наша часть с боями отступала. Уже перешли через Нарву. Когда перед строем солдат спрашивали:"Кто пойдет в разведку?" Мамут всегда выскакивал первым. Нас в части было два татарина и я всегда шел с ним вместе. Однажды мне поручили какое-то задание. Я очень просил Мамута не ходить в разведку без меня. но он не послушался, с задания его принесли тяжело раненым после чего он скончался в госпитале от гангрены ноги." Это было предопределено свыше. Шел первый год войны . Сыновья Осман, Амет , Мамут и Сеитджелил были на фронте. Селиме имела старую книгу для гадания. Вечером сели и стали гадать открывая страницы наугад. Осману выпал стих- Вокруг огонь, в середине спасен. Так и вышло, Осман оказался в осажденном Севастополе. был контужен, попал в концлагерь под Бахчисараем и был выкуплен отцом у фашистов за одного барана. Мамуту выпал стих - Бросят камень, попадет в ногу. Погибнет. Так вышло и на этот раз. Сеитджелилу выпало. что он встретится с Фадьме . Сеитджелил с войны не вернулся . Из военных архивов пришел ответ . что в списках мертвых и без вести пропавших не числится. Прошло много лет. В живых из детей Селиме осталась только Фадьме и слепая Сабрие. Фадьма часто видела Сеитджелила во сне. где он говорил ей город , в котором живет. Просыпаясь Фадьме помнит только одну первую букву его названия...
Хатидже 1921-1994 Фадьме 1924-200? Она была хранителем всех семейных преданий . Одно из них .это воспоминания о ее детстве. "В Бахчисарайской начальной школе , где она заканчивала 4 класс, была традиция. классная учительница обходила родителей учеников и записывала, что будет подарено выпускнику на торжественном вечере. Когда учительница пришла к ним в дом и задала вопрос отцу , тот подумав сказал:"Я подарю дочери "топ кая" д Деньги истратятся, вещи износятся , а "Топ кая" останется." У него было 10 детей и поэтому в 1937 году у него на подарки денег не было. А "Топ кая" - это просто набор слов бес всякого смысла.
Сабрие 1926
Икмет 1928-1996 Дети Алиме,
Чурлу Леньяре 1934 "Чурлу Леньяре Юсуфовна, замечательный была человек, была учителем по физике"так о ней вспоминают ее ученики.
Её сыновья Эскендер и Айдер.
Тамила 1935-1983
Мамут Чурлу 1946- известный крымско-татарский художник, народный мастер. http://medeniye.org/forum/index.php/topic,821.0.html
Дети Амета, Меметовы
Алла 1935(двое сыновей, четыре внука и 1 правнук)
Таль-ат 1937 - генерал РВСН СССР в отставке.(двое дочерей, четверо внуков)
Алик(Олег)-капитан первого ранга ЧФ ВМС СССР в отставке.(двое детей, 1 внук)
Дети Османа,
Чувадар Сеитджелил 1947
Билял 
Якуб
Дети Фадьме,
Алие Селимова(Бекирова)
дети Серан. Емине
Дети Сабрие, Абибуллаевы
Нури  дети Мамут, Марлен, Тамила
Фатима
Мустафа дети
Лиля (трое детей)
Руслан
Саиде1893-1928 -рано умерла.
Суваде 1895 была обманом выдана замуж за одного из Торгаев. Посватали за Бекира а выдали за Абдураима. Эмигрировала 1930-е в Турцию с тремя детьми без мужа (Торгай-бей - в переводе на современный Джек-Воробей, кроме шуток Торгай - воробей. , а бей- князь. а если есрьезно то у сейчас на карте Украины сохранилось одно из владений : Украина / Херсонская область / Нижнесерогозский район / Нижние Торгаи...)
Дети Суваде,
Сание.
Усние.
Бедрие.
Имеют дома в Стамбуле, живут сейчас с детьми в Нью Йорке
Дети Сание:
Рушен.
Мустафа Билял- сын Аджи Биляла и Бавбек Насибе. Его жена Аджире из мурз Евпаторийских, умер в Нью Йорке.
Сын Айдер Билял - живет в Нью Йорке.