Нефть: кому выгодно свержение Каддафи?
Многочисленные предприятия взяли низкий старт, надеясь поучаствовать в эксплуатации ливийских нефтяных месторождений. Бывшие земли Каддафи превращаются в поле экономической битвы. О расстановке сил на местах
В Ливии сейчас разыгрывается совсем другая война. Менее явная, но не менее стратегическая. По данным газеты «Libération», Франция уже в июле заключила с Национальным переходным советом (НПС) соглашение, по которому она получает 35% ливийской нефти в обмен на полную и постоянную поддержку со стороны французского правительства. Эту информацию резко опроверг министр иностранных дел Ален Жюппе (Alain Juppé) с французской стороны, а также сам НПС - с ливийской стороны. В компании «Total» просто заявляют о том, что никогда не слышали об этом деле.
Тем не менее, предприятия не скрывают, что за кулисами они уже взяли низкий старт, готовясь к работе после свержения Каддафи и поиску новых контрактов. К примеру, с июня этого года компания «Total» дважды отправляла своих представителей в оплот мятежников, город Бенгази, с целью установления контактов с НПС. По ее стопам в паломничество по бывшим землям ливийского диктатора также должны направиться и другие французские предприятия. В следующем месяце в Ливию организуется поездка французских предпринимателей. В ней должны принять участие представители компаний «Alstom», «EADS», «Thales» и «Alcatel Lucent», а также более мелких фирм из медицинского и нефтяного сектора.
Ставки высоки. На сегодняшний день ливийская нефтяная машина фактически простаивает, и работа не вернется в нормальное русло раньше, чем через несколько месяцев. Однако эта страна является 17-й по объему производства нефти в мире, там сосредоточены самые крупные нефтяные запасы в Африке, в этом она намного опережает Нигерию. До восстания Ливия ежедневно производила 1,8 млн. баррелей, что составляет 2% от мирового производства. И это достаточно низкий уровень, однако в будущем, по мнению экспертов, Ливии по силам удвоить производство нефти и довести его до 4 млн. баррелей в день. К тому же, у ливийского черного золота есть одно существенное преимущество. Оно легкое и в нем мало серы, что удешевляет процесс нефтепереработки.
Сильная конкуренция со стороны Италии
Однако за богатствами этой страны охотятся не только крупнейшие французские компании. Переходное правительство повстанцев объявило на прошлой неделе: страны, которые помогли им свергнуть Муамара Каддафи, получат наибольшие преимущества в послевоенной организации нефтяной промышленности.
На сегодняшний день у Франции довольно крепкие позиции, ведь это первая страна, которая выступила за военное вмешательство и признала НПС. Однако Италия составляет ей серьезную конкуренцию. Эта страна исторически широко представлена в Ливии со своими 182-мя предприятиями.
Компания «Eni», которая является основным иностранным производителем нефти в Ливии (280 000 баррелей в день до восстания), работает в этой стране с 1959 года.
К тому же, итальянское правительство, которое поначалу не решалось поддержать повстанцев, быстро наверстало упущенное. Опередив другие европейские страны, Сильвио Берлускони был первым, кто ответил на просьбу о финансовой помощи, исходившую от Махмуда Джибрила (Mahmoud Jibril), второго человека в НПС, и 25 августа разблокировал первый транш помощи в размере 350 млн. евро. За последнюю неделю акции нефтяной компании «Eni» резко выросли на 6,25%. Что же касается акций компании «Total» (производившей до восстания 55 000 баррелей в день), то за это же время они выросли на 4,78%.
Бразилия, Россия и Китай плетутся в хвосте
Однако положение других стран, таких как Бразилия, Германия или Россия, не поддержавших введение санкций против режима Каддафи, гораздо сложнее. С марта этого года Россия, которая была представлена на ливийском рынке вооружений, железных дорог и углеводородов, начала подсчитывать убытки. Государственная компания по продаже вооружений «Рособоронэкспорт», например, оценивает свою упущенную выгоду в результате объявленного ООН в феврале эмбарго на продажу оружия Ливии в 4 млрд. долларов. Сегодня российские предприятия осознают, что для налаживания торговых отношений с повстанцами нужно время, однако они надеются, что с улучшением ситуации контракты возобновятся.
Китай также находится в сложном положении, ведь 3% его нефтяного импорта приходилось на Ливию. В начале конфликта эта страна воздержалась при голосовании за резолюцию ООН по защите повстанцев. Тем не менее, в конце июня Пекин наконец признал НПС в качестве «важного собеседника». С тех пор Китай посылает многочисленные сигналы и призывы к стабилизации, пытаясь избежать превращения в пыль инвестированных в Ливию 18,8 млрд. долларов.
Разбитые надежды?
Однако не стоит слишком быстро перетасовывать все карты. Надежды стран, поддержавших повстанцев, могут не оправдаться. По мнению наблюдателей, в частности, «у новых ливийских властей нет никаких причин для того, чтобы распродавать свою нефть так называемым «друзьям», ведь завтра у них будет множество таких друзей по всему миру», - считает, например, Франсис Перрен (Francis Perrin), эксперт по Ливии из Арабского центра нефтяных исследований. Даже НПС, похоже, уже не так уверен, что в состоянии сдержать свои обещания. «Политического фаворитизма не будет, а новый режим будет действовать в режиме прозрачности», - заявил в четверг, за несколько часов до начала в Париже саммита, посвященного восстановлению страны, представитель НПС Гума аль-Гамати (Guma al-Gamaty)...
Комментарии
---------
Совершенно верно. Свежайшая новость : Ливийский совет от лица 2000 племён обьявиал странам НАТО войну.