Жизнь хороша, раз можно путешествовать... - Пржевальский? - Нет. Кузнецова.
Мир по Кузнецовой
1 сентября — День знаний
Что осталось в голове от школьных уроков? Зубрежка мировых столиц да раскрашивание контурных карт. Кто помнит, как пользоваться компасом и определять масштаб, чтобы не заблудиться в лесу? Новая образовательная реформа сократит число обязательных школьных предметов до четырех. Географии среди них нет. Может, и правильно? Извозчик довезет, GPS до Киева доведет…
Анна Кузнецова, преподаватель географии московского лицея на Донской № 1553, кандидат политических наук, полагает, что любое странствие из точки А в точку Б — это уже география:
– Существует понятие ойкумены — исследовательской земли. Для младенца ойкумена — это его квартира. А для взрослого человека — дорога в магазин или, например, на дачу. Сейчас, конечно, есть гаджеты: нажал пару кнопок — и нет проблемы поиска. А если ошибся и точку не туда поставил? Конечно, можно жить и многого не знать. И, в общем-то, я сама своим ученикам говорю: все знать нереально, да и не нужно. Надо не знать, а уметь добывать знания. Особая прелесть географии в том, что ее можно посмотреть и пощупать. В химии ставят опыты, в литературе — изучают текст. А в географии можно куда-то поехать.
– А для вас с чего началась эта наука?
– Тяга к путешествиям у меня наследственная. Мой папа, Анатолий Мельников, даже внесен в книгу рекордов Гиннеса — как первый человек, достигший в составе экспедиции Северного полюса на лыжах. В 1979 году на полюс отправились семь человек под руководством Дмитрия Шпаро, это была экспедиция газеты «Комсомольская правда». Они первыми со стороны Евразии на лыжах добрались до Северного полюса.
Папа до сих пор (хотя ему почти 70) ездит в историко-географические экспедиции. Мы и вместе с папой много путешествовали. В экспедиции на Командорские острова, куда мы отправились в 1991 году, нашли останки Витуса Беринга, по которым удалось восстановить его истинный облик.
– И как определили, что это именно Беринг?
– В дневниковых записях сподвижников Беринга, Стеллера и Лассиниуса, было написано, что на островах практически нет деревьев. Когда экспедиция была вынуждена зазимовать, каждое дерево стало на вес золота. Поэтому, когда в ходе раскопок из шести найденных тел одно обнаружили в некоем подобии гроба, то предположили, что такая честь могла быть оказана только командору. Уже впоследствии была проведена экспертиза, в ходе которой подтвердилась догадка о том, кому принадлежат останки. По черепу был воссоздан портрет Беринга. Он, кстати, сильно отличался от того, что публиковали тогда во всех советских учебниках…
– Получается путешествовать с учениками?
– Конечно, это замечательный способ мотивации. Путешествовать и без того интересно, а когда что-то знаешь о месте, где оказался… Перед походами и поездками я стараюсь посвятить урок тому региону, куда мы собираемся.
Или уже внутри поездки о нем рассказать. На ночь перед костром читаю детям книжки: в экспедиции на Байкал читали «Дух Ямбуя».
Одно из самых ярких впечатлений — поездка в Турцию. Мы приехали в одно местечко в Кемере, где газ выходит из-под земли и расцвечивается яркими огоньками — место совершенно удивительное. Все расселись вокруг, впереди море… И наш геолог, Елена Моисеевна, рассказывала о том, как и почему такое происходит, с какими геологическими процессами связано. Вот она — живая география.
Выездной урок географии.
– Какие направления вы предлагаете своим ученикам для самостоятельных путешествий?
– Я считаю, нужно обязательно поездить по Подмосковью, Калужской области, посетить Тарусу. То, что совсем рядом. Хотя, конечно, интересно побывать на Камчатке: это совершенно другая земля! Там каждый вечер в походе у тебя горячий душ — всюду источники. А если ткнуть ножом в реку, можно тут же поймать горбушу, потому что огромные стаи рыбы идут на нерест.
Или, например, Кенозерский парк — нигде сейчас не встретишь такой тишины! И, конечно, Байкал. Я была там в экспедиции с детьми, мы проходили через Баргузинский хребет, с которого открывался вид на озеро. Я сразу поняла, что хочу, чтобы все мои близкие там побывали. Потому что таких мест больше нет. Хотя на самом деле — «имеющий глаза да увидит». Нужно научиться даже в сером дне и в привычном пейзаже видеть что-то необычное и интересное. И в этом тоже задача учителя географии.
– Для многих сегодня путешествие — это долететь до Турции и пролежать неделю на пляже. Может, современных путешественников лучше научить ориентироваться в аэропорту, чем по папоротникам и лишайникам искать выход из леса?
География включает в себя и такие элементарные вещи тоже — конечно, важно уметь ориентироваться в аэропорту. И совершенно неважно, где путешествовать, была бы жажда жизни. Если человек интересуется узким набором материальных благ, значит, его в свое время не научили обращать внимание на что-то другое.
– Что интересно вашим ученикам? Какие вопросы они любят задавать?
– Конечно, они любят спрашивать про мои путешествия. Им интересно и то, что на слуху: нефтяная промышленность, газовые контракты. Но какого-то коронного вопроса нет… А ответы мы часто ищем вместе. Должна сказать, что ничего принципиально нового в изучении географии за последние годы не появилось. Как все зависело от преподавателя, так и зависит.
– Своего учителя помните?
– Новым ученикам я рассказываю о своем первом уроке географии. О нашем учителе, Анатолии Николаевиче Праскине, ходили легенды: дескать, по распределению он работал в колонии для несовершеннолетних, а уже после пришел в нашу школу. Первого сентября он зашел к нам в класс и грозно произнес: «Так, дети, открыли тетрадки и записали: «ГЕОГРАФИЯ — МАТЬ ВСЕХ НАУК!». Теперь я и сама так считаю…
Беседовала Лидия Оглоблина
Комментарии