Куда катится мир
Хочется рассказать историю про сад Колесникова. Я узнал о нем совершенно случайно, когда в 37 лет наконец-то обзавелся собственной небольшой квартиркой в районе Сокола. В Кельне, где живут родители, я мог бы за эти же деньги купить полностью обставленный дом площадью 180 кв. м, расположенный в изумительном... Впрочем, не будем. Хватит постов ненависти. Напоследок хотелось бы о другом. Я сам на Соколе до этого никогда не жил, хотя район этот мне очень нравится, а вот моя мама, как выяснилось, пять лет училась в школе, расположенной в нескольких минутах от моего нового жилища.
Мама мне и рассказала эту историю. Когда-то на месте Сокола было село Всехсвятское, в котором московский купец первой гильдии Колесников владел большим земным наделом. После революции купца расстреляли, а сын, закончивший кадетский корпус, долго мыкался, работал шофером, прошел войну, получив ранение и награды. Каким-то чудом Колесников сохранил за собой свое родовое гнездо — великолепный деревянный дом с островерхим мезонином. Такие классические дворянские дачи теперь можно встретить только на Финском заливе (под Москвой я видел такую одну в Барвихе; когда-то она принадлежала Красному Графу Толстому, а теперь — крупному банкиру). Вокруг дома был великолепный сад. И в нем Леонид Алексеевич начал выращивать сирень. Колесников оказался удивительно талантливым селекционером. Он вывел более 300 сортов сирени. Мама рассказывает, что весною весь район утопал в цветах. Сирень была повсюду и всех оттенков: белая, желтая, оранжевая и даже синяя. Эти уникальные сорта покупали крупнейшие ботанические сады мира. Сорт «Галина Уланова», например, до сих пор растет в парке Букингемского дворца. При Сталине селекционера не обижали, наоборот, вручили Сталинскую премию. Район вскоре после войны застроили великолепными кирпичными домами, но дача и сады Колесникова остались нетронутыми. Потом пришел Хрущев — человек, наверно, сильнее других изуродовавший облик города. На месте дачи и садов решили построить жилой квартал. Селекционеру, тогда уже старику, предоставили место на востоке Москвы для его сиреневого сада — теперь это Сиреневый бульвар. Правда, транспортом обеспечить не смогли. Рассказывают, что Колесников сам на обыкновенных тележках через всю Москву перевозил уникальные растения. Все перевезти так и не успел. Однажды приехали бульдозеры и сравняли с землей сад и дом с мезонином. Старик не выдержал, умер от разрыва сердца. От бульдозера погибло, конечно, не все — официально считается, что 50 сортов из 300 уцелело Я конечно тут же отправился искать сирень Колесникова. Первая же бабушка, которую я остановил в сквере на ул. Альенде, рассказала, что помнит еще, как на этом месте росло очень много разноцветной сирени. Но постепенно все кустарники срыли и растащили по своим дачным участкам.
Мы с бабушкой тоскливо оглядели чахлый скверик, уродливо испещренный низенькими зелеными заборчиками. За деревьями стояла гряда облезлых панельных домов — это и есть тот жилой массив, в жертву которому был принесен сад Колесникова. Возникает странное чувство фантомной боли. Что-то похожее я испытал, побывав в усадьбе певца анархии М. Бакунина в Тверской губернии. Отец Бакунина, екатерининский вельможа, знал пять языков, работал на дипломатической должности в Италии. Бакунинское поместье было образцовым: парки, беседки, живописные каскады прудов. Белинский говорил об особой «прямухинской гармонии» — отец Бакунина любил поэзию, домашний театр, философские споры.
Бакунин-младший унаследовал эту любовь и к 19 годам прочел всего Гегеля на немецком — в отсутствие русского перевода. Анархист Бакунин мечтал, что за разрушением старого миропорядка наступит царство свободы, но вместо этого в его родовое поместье пришел кошмар коллективизма. Дом сгорел, фамильное кладбище разорено, церковь перестроили сначала под молокозавод, потом под сельский клуб, и только липовая аллея своей гордой симметрией напоминает о благородном прошлом. Аборигены как пили так и пьют — только теперь еще и размножаться перестали. Вот результат борьбы за счастье народа. Я потом часто встречал эту картину: едешь куда-нибудь за город, вокруг мерзость запустения, и вдруг островок изящно посаженных лип — значит, недалеко господский дом стоял. Выглядит также загадочно, как камни Стоунхедж. Откуда взялись, с какой целью были воздвигнуты, какие люди ходили под ними — теперь уже не понять. В принципе, и Москва, и вся Россия — это такой Стоунхедж, мертвая цивилизация, завоеванная варварами. Они вроде и говорят на том же языке, и книги читают некоторые из них те же, а вот все равно будто подменили. У Жванецкого есть монолог про трудности киношников: «Аристократизм в Петербурге пока не идет. Если герой просто сидит — еще ничего, а как рот откроет — так пока не идет. Или там собственное достоинство, вот эта неприкасаемость личности... Еда не дается пока, вот не само глотание, а еда как трапеза. Старух на консилиум приглашали, но и они подрастеряли искусство еды: тоже норовят целиком заглотнуть и еще — в сумку. А это реквизит». Впрочем, как говорила Соня разоренному аристократу дяде Ване: «Надо жить». Хватит разрушать — пришло время сохранять и восстанавливать память, связывать разорванное время. Это и есть культура. Гениально сказал один мужик с деревообрабатывающего завода, у которого я брал интервью во время кризиса. Цех закрыли, рабочих выгнали на улицу. Я спрашиваю: «Что делать-то теперь будете?» Он отвечает: «Жить. Лично я верю в лучшее. Все равно мир катится к какому-то развитию".
Комментарии
P.S.: Господа из отдела цензуры, восстановите мой незаслуженно удалённый комментарий. Я никого не оскорблял. Идиот - это медицинский термин.
Да, всё течёт, всё меняется. С приходом Новых Знаний РЕЛГРОС, данных Владимиром Вестником, будет меняться сознание людей в лучшую сторону, а, значит, будет развиваться и совершенствоваться общество.
А не оправдывать разрушения некими высокими идеями.
Еще Ваша статья о ценностях, вроде бы и недорогих по деньгам, но из которых складываются традиции и ментальность НАРОДА.
Когда эти ценности разрушают - заканчивается история народа.
Спасибо, что не уехали в Кельн.
Хорошо, что ещё люди остались, которых волнует судьба сада и сирени.
За рассказ большое спасибо!
но Русь не пуста стоит - лучше уповать на Бога, нежели на человеческую жадность:
- акт экологического Покаяния (покаяние это - осознание, раскаяние и изменение образа жизни) через заключение экологического Завета с Богом Создателем Своего нерукотворного Храма - Природы существующего по Законам Творца. И тогда Бог услышит человечество - Господи, мы учли свои ошибки : торговали-веселились, подсчитали - прослезились, совершим акт Покаяние, прости и вразуми нас.
1. уравнять грех с Добром; 2.подменить Добро грехом; 3.уиичтожить Добро(вечные духовно-нравственный ценности).
http://ria.ru/ocherki/20110512/373339897.html
Вот здесь о сирени Колесникова более подробно и точно.
Не только Сталинской ремией он был награжден. И отнюдь не оттого, что срыли бульдозерами его сад на Соколе он скончался. Это произошло позденее.
Из 300 сортов его селекции осталось несколько десятков всего. Но "заря Коммунизма" каждый год расцветает перед Белым Домом в США ;). И современнная наука позволяет восстановить некоторые редкие разбросанные по миру сорта. Чем сейчас и занимаются сиреневоды Москвы.
А вот его мечту сделать Москву городом сирени... увы, выполнить не удалось. Может быть каждый прочитавший - посадит сирень его селекции у себя в московском дворике? Я - так весной этой это сделаю ;). Благо Войковская - недалеко от Сокола. Одно обидно: вандалы и безграмотные "любители цветов" до сих пор убеждены, что "чем больше ломашь сирень, тем лучше она цветет". Оттого и гибнет сирень в наших городах..
На том и порешили. Засадили столицу тополями. А так как от пуха стало невозможно дышать, он забивает нос и карбюратор автомобиля, то теперь тополя обрубают до ужасного вида. Эдакие коряги из мультиков про троллей. Кислорода от этих коряг нет вообще. Красоты тоже. Но пух откуда-то всё равно появляется. :)))
Спасибо, давно так не смеялась)))))))
И то же самое чувство утраты...
Я даже перестала любить ходить по С-П.
Восхищение юности исчезает... остается чувство утраты и невосполнимости.
На этих участках расположены коллекции плодовых и ягодных культур, заложенные еще в 1926 году директором Института генетики АН СССР Николаем Вавиловым.
http://www.russianrealty.ru/analytic/articles/rr/41551/
Обалдеть !!!
Во Владивостоке, каким-то чудом, сохранился парк для почтенной публики.
По одному событию, случайно, наткнулся на него и погулял по сопке.
Скамейки из металла были сделаны до 17 года. Это было в 1982 году.
Судя по фотографиям из Владивостока парка нет.
А сирень растёт на даче--сиреневая, около дома--белая.
Вот только приходится гонять "любителей сирени", когда цветёт.
Жить надо, и живём: в смеси дЕРьма и лапши.
Последняя фраза статьи интересна...
Необычно сформулировано.