Неудобная история СССР

Посмотрел сегодня Интернет и был неприятно удивлен: тысячи сообщений про "День знаний" и буквально ни одного об еще одной исторической дате - дне начала Второй мировой войны. Про школу и образование я уже не раз высказывался и выскажусь еще, но сегодня хотел бы порассуждать о более трагических, но значимых вещах.

Начало Второй мировой войны 1 сентября 1939 года (дата довольно спорная, к примеру, для Китая война началась в 1937 году) каждый год ставит одни и те же вопросы: можно ли было «пойти другим путем» или кто виноват? Для России это постоянно острый вопрос. Помог ли СССР, подписав 23 августа пакт Молотова-Риббентропа, Гитлеру?

Мало кто из политиков, историков или общества в целом готов однозначно ответить «да». И речь вовсе не идет лишь о сокрытии неудобной правды, что Советский Союз фактически стал союзником Гитлера. Ведь 28 сентября между двумя победителями Польши будет подписан договор о дружбе (!) и границах с очередным приложением о переделе границ Европы, включившем в сферу влияния Советского Союза Литву.

Но это признание ставит в определенном смысле знак равенства между сталинизмом и нацизмом, дает основу прибалтийским государствам крушить монументы советским воинам и чтить память своих граждан, сражавшихся во время войны в коллаборационистских (или национал-патриотических?) формированиях на стороне немцев.

Дальше – больше: неизбежна перекройка всей истории в сознании общества, приобретает несколько иной смысл самая «святая» дата российского праздничного календаря — День Победы над нацистской Германией, которая отчаянно сохраняется год от года в качестве опоры для национального патриотизма России.

Власти не желают или не могут отступить от стереотипов прошлых времен, когда основу для национальной гордости составляли именно громкие победы в войнах, а не достижения демократии или культуры. Сам смысл Победы как бы накладывает запрет на переоценку и непредвзятый критический разбор сталинской предвоенной эпохи.

А Гитлеру СССР тогда помог. Дал уверенность в том, что можно начать, можно расчленить Польшу, да еще с советской помощью. Что не ударят навстречу. Уверенность в том, что в небогатую ресурсами Германию потекут поставки стратегического сырья. Почему бы это не признать? Аморально? Но в политике и нет морали, а есть государственные интересы. Советская империя закономерно стремилась к расширению, к восстановлению дореволюционных границ. А постсоветская Россия не спешит расстаться с имперскими амбициями и связанными с ними комплексами превосходства перед другими народами.

Уважение к своей стране, вопросы ее престижа и положения в мире до сих пор тесно взаимосвязаны с комплексом «силы» и «мощи», а политическая власть поддерживает и культивирует эти тенденции. Стрелки часов по-прежнему переводятся на Запад и неблаговидное Мюнхенское соглашение 1938 года рассматривается как первоисточник и виновник случившегося. В результате вечные поиски противников и врагов, в том числе «виноватых» во всех отечественных бедах — все это было и остается частью «культурного капитала», унаследованного российским обществом без особого сопротивления из советского периода. На такой основе к новой национальной идентичности мы вряд ли придем.

А нужна ли она нам?