Россия у края пропасти

На модерации Отложенный

Ракеты не летают, дамбы не держатся, балет застрял в прошлом веке. После череды техногенных катастроф, которая и не думает прекращаться, а лишь усиливается, пришло время признать, что русская северная цивилизация потерпела крах. В мире существует несколько устойчивых социально-политических общностей, каждая из которых решила основные проблемы человечества своим собственным способом. Речь идет, прежде всего, о средствах передвижения, источниках энергии и создании комфортной среды обитания в целом (включая возможности для досуга). Эти проблемы по-разному решались в США, Европе, России и Азии, что и позволяет говорить о существовании разных цивилизаций – американской, европейской, русской и азиатской. 

Конечно, в путях решения упомянутых проблем есть много общего. Все цивилизации делают самолеты и ракеты. Все они строят электростанции (включая атомные). У всех есть свой балет. Не всегда это абсолютно оригинальное. Кто-то что-то украл у соседа. Кто-то какие-то решения купил или присвоил как трофей. Большого значения это не имеет. Все равно присвоить можно только то, к чему ты сам готов технологически. И в любом случае, придется все переделывать и дорабатывать под себя. Так что цивилизационный  индивидуализм и в этих случае неминуем.
 Однако, подчеркнем неоспоримый факт: чужую схему можно переделать под себя. Но невозможно свой мозг переделать под чужую схему.
 Нельзя забывать также, что на нашей планете огромное количество людей живет вне, какой бы то ни было, цивилизации.  Это не значит, что все они обязательно голодают и живут в хижинах (хотя есть и такое). Это значит, что они живут подачками с чужого стола – тем, что им построят, продадут или пожертвуют цивилизованные общности. Сами они на серьезные цивилизующие проекты не способны. Таковы африканский континент и значительная часть Азии (включая территории достаточно цивилизованных стран, например Китая).
 К тому же объективные законы истории таковы, что цивилизации не могут существовать вечно. Известно много цивилизаций, сошедших с исторической сцены и довольно быстро – например, цивилизация Майя. По каким-то причинам их грандиозные инфраструктурные проекты были остановлены.
 Постигла ли такая же участь цивилизацию русскую, сложившуюся на Средне-русской равнине за последние 700 лет? Похоже, что да. Тем более, что 700 лет – вполне достаточный срок для зарождения, зрелости и заката любой цивилизации. Теперь, когда мы стоим у края пропасти, теряя все, что можно потерять, когда оснований быть на равных среди других цивилизаций все меньше, настало время серьезно изменить себя, чтобы дать начало новой цивилизации, либо погибнуть как какие-нибудь этрусски.

 Попробуйте представить Россию без космоса, атомных и прочих электростанций, и с балетом на уровне клубной самодеятельности. Именно в такой России нам предстоит жить. Не забудем также, что она еще долго останется привлекательной для разного рода варваров – например, народов Кавказа (пока в России будет чем поживиться). Некоторые территории будут быстро поглощены соседними цивилизациями – азиатской и (совсем чуть-чуть) европейской. Остальные станут «русским Курдистаном».

 Почему так происходит? Русская цивилизация изначально строилась не как «деньгоцентричная», а по-иному. В этом отразилась суть психологии обитателя Среднерусской равнины. Европеец продает свое личное время (или руки) работодателю и получает за это адекватную своим запросам оплату. Это основа взаимодействия между субъектами трудовой деятельности, обеспечивающая устойчивость европейской цивилизации. В России человек никогда не понимал ценности своего и чужого времени. Поговорка «Время – деньги» всегда была на уровне абстракции. Собственный же труд всегда воспринимался как вклад в общее дело, как взнос в пользу общины.

Ничего глупого в этом не было; русский человек существовал в общине, которая брала на себя удовлетворение его нужд. А  взамен требовала ответственный труд. Потом общину сменило государство.
 
 Многие исследователи и путешественники издревле отмечали особую потребность русских в общине. «Немного рабов взять удается от славян сих – ибо неволе предпочитают они смерть», писал о русах грек Захария Ритор в XIV веке. Многие иноземные захватчики, которым удавалось поживиться русскими рабами, отмечали, что работники они никудышные. Современные русофобы любят приводить это как доказательство ущербности русских (оно и понятно: видно предки этих авторов, попадая в плен, оказывались рабами работящими и исполнительными – порадуемся за них). Отечественные же русофилы же видят здесь некую особую «потребность в свободе», присущую русской душе (они и на иностранных исследователей повлияли своими сказками – те вдруг обнаружили, что русский – «анархист в душе»). На самом деле здесь нет ни того, ни другого. Просто так выражалась реакция русского на отсутствие привычного общинного уклада – «общинная депривация».
 
 Тяжело стало русскому человеку, когда его насильно загнали в цивилизацию денег. Цивилизация эта не плохая. Но идея о продаже собственного времени русским человеком воспринимается плохо. На идее «личного вклада в общее дело» русские создали армию, космонавтику, энергетику и культуру, сравнимые с достижениями других актуальных цивилизаций. Там, где эта идея не работала, русские или не создали ничего, или создали то, чем пользоваться совершенно невозможно. В основном, последнее касается того, что потребляется индивидуально. Например, если убрать водку, то в сфере создания и производства спиртных напитков Россия – пустое место. Производство обуви никак не может дистанцироваться от идеи лаптей. Комфорт возводимых жилищ – мера для русских строителей, скорее вынужденная (требования рынка!) а не естественная. Кулинарное искусство – явно не прерогатива русской кухни. И т. д.
 
 Проблема заключается в том, что на идее «время-деньги» (в смысле «я продаю – вы оплачиваете) русские не могут построить космонавтику, энергетику, культуру, да и все остальное. А то, что они уже построили, не может этой идеей обслуживаться. Поэтому, построенное обречено на разрушение. Начало этого разрушения мы видели в 90-е – когда русских с головой окунули в цивилизацию денег по-американски (началось все, конечно, гораздо раньше). Но по-настоящему катастрофически и зримо оно проявилось теперь, в десятые годы XXI века  крахом военной промышленности и космонавтики.

Теперь самое время задуматься о том, как мы будем жить без военной промышленности, энергетики и космонавтики. Несмотря на весь кажущийся ужас таких обстоятельств, я абсолютно убежден, что ничего страшного в них нет. В таких обстоятельствах уже живут миллионы людей. И речь, повторю, не только об Африке. Но и, например, о такой стране, как Греция.

Первым несомненным плюсом крушения русской цивилизации «вклада в общее дело» явится исчезновение из нашей жизни изрядно поднадоевшей государственной мафии в лице Путина и прочих. «Кровавой гебне», олигархам и прочим паразитам Россия будет уже больше не нужна, и они отправятся восвояси в свое инферно. Не нужна она будет и разным реальным и мнимым захватчикам, которыми сейчас нас так любят пугать из телевизора. Но большинство из них – не наши враги, а враги и конкуренты тех, кто командует российским телевизором. Эти тоже исчезнут из нашего поля зрения вместе с первыми.