Мы бандеровцы? От власовцев слышим!

На модерации Отложенный

На праздник Покрова, в годовщину основания УПА, соседи уже традиционно тычут нам в глаза «предателей-бандеровцев», а вот о русских, воевавших на стороне нацистов, «скромно» умалчивают

У российских СМИ есть традиция: каждый год 14 октября они обзывают нас бандеровцами и пестрят репортажами о националистах, заполонивших Украину. Причем многие путают ОУН, УПА, СС «Галичина»… Настойчивые попытки «старшего брата» пришить нам клеймо «предателей отечества», мягко говоря, удивляет – ведь в одних только частях CC добровольно служило в три раза больше русских, чем прошло украинцев через «Роланд», «Нахтигаль» и СС «Галичину» вместе взятых.

«Русские! Проснитесь. Не надо стыдиться отстаивать свои права, учитесь у бандеровцев!», «Симферополь ушел под контроль бандеровцев», «В любых бандеровских опросах – на Бандеровщине до 35% русскоговорящих» – таких постов хоть пруд пруди на интернет-ресурсах типа RUpor или sevastopol.info. Нам не устают напоминать, что мы «предатели-бандеровцы», но, если это так, то кто тогда «они»?

После войны коллаборационизм советских народов объективно, по трофейным документам и архивам, исследовали в основном западноевропейские ученые. Но последние годы информация об этой теневой стороне Великой войны стала открыта и для нас. Об участии других народов СССР в гитлеровских вооруженных формированиях «Газете по-киевски» рассказал специалист, доктор исторических наук Дмитрий Веденеев.

Всего за годы ВОВ через Вермахт, войска СС, разведывательно-диверсионные и вспомогательные формирования прошло порядка 1,2 млн советских граждан. Немцы охотно вербовали их из-за огромных потерь на восточном фронте. Ситуация ухудшалась, и из славян стали формировать целые добровольческие дивизии СС (впоследствии объявленные Нюрнбергом преступными формированиями).

– Если говорить об участии в этом украинцев, то их доля выглядит более чем скромно сравнительно, например, с двумя латышскими дивизиями СС, в которых отслужило порядка 150 тыс. латышей при населении Латвии в 10 раз меньшем населения УССР, или по сравнению с эстонцами (около 70 тыс.), – подчеркивает историк Веденеев. – Для народов СССР коллаборационизм был последним актом гражданской войны.

Вермахту отслужило 310 тыс. россиян, отдельно в СС – 70 тыс. (для сравнения – украинцев соответственно было 224 тыс. и 26 тыс.). Количество русских подразделений (разной численности) коллаборационистов исчислялось десятками. Это – Казачий стан, Русский корпус, Русская освободительная армия (РОА), полки СС «Варяг» и «Десна»!

А еще 29-я и 30-я гренадерские дивизии и 15-й казачий кавалерийский корпус СС, насчитывавший 15-20 тыс. человек. Бойцы 29-й дивизии в 1944-м так лютовали при подавлении Варшавского восстания, что удивили даже видавших виды штурмовиков – их командир Б. Каминский даже был осужден военно-полевым судом СС за насилие над мирным населением и расстрелян.

Не только в нашей истории сейчас переоценивается роль УПА – русских коллаборационистов времен ВОВ некоторые российские политики и историки зовут борцами за идею «единой неделимой России», носителями идеалов Белой гвардии.

– Называть Власова, крестьянского сына, который благодаря лишь советской власти выбился в люди, сделал карьеру в Красной армии, убежденным антисоветчиком – по меньшей мере бессмыслица, – считает Дмитрий Веденеев. – Лидеры рейха были ярыми антихристианами, СС – языческой оккультной организацией, и когда «РПЦ за рубежом» заявляет, что сотрудничавший с ней генерал боролся против безбожной власти и за православие, тут впору отвечать: «Побойтесь Бога!».



Генерал же, как утверждает исследователь, после ареста 13 мая 1945 года, на допросе объяснил свое предательство тем, что «проявил малодушие», попав в плен к немцам.

– Вот что говорил рейхсфюрер Генрих Гиммлер 6 октября 1943 года на совещании: «Бывший советский генерал Власов предложил нам свои услуги. Мы ему ответили: после войны получишь пенсию генерал-лейтенанта, а пока вот тебе водка, сигареты, бабы. Он же сказал так: немцы победить русских не могут, их должны сокрушить сами русские. Представляете себе, эта русская свинья Власов предлагает нам такие проекты? Но мы и его используем…», – рассказывает Веденеев.

Похоже, кремлевские борцы с «искажениями истории» роль «пособников фашизма» раз и навсегда отвели другим народам. И кто тогда, спрашивается, «искажает»?

Что об этом думают…

Украинский историк: «Нам нечего стыдиться»


Владислав ВЕРСТЮК, замглавы украинского Института национальной памяти, доктор исторических наук:

– Повстанческая армия была создана для борьбы с обеими тоталитарными системами и к коллаборационизму отношения не имеет, в отличие от тех же «власовцев». А «бандеровцами» мы стали уже после войны, когда остатки УПА до середины 50-х партизанили в лесах – этого нам простить никак не могли.

То, что Россия закрывает глаза на своих «власовцев», уходит корнями в «седой сталинизм», ведь вождь объявил русских народом-победителем, и признать его предателей у Сталина не хватило духу. Так что я полагаю, нам нечего стыдиться своей УПА.

Российский историк: «Не всех украинцев россияне считают бандеровцами»

Виктор ЗЕМСКОВ, научный сотрудник Института российской истории РАН, доктор исторических наук:

Наш институт считает Власова и подобных ему деятелей, какими бы ни были их личные побуждения, врагами России, но на этот счет, конечно, существуют и другие научные мнения. А вот УПА – явление намного серьезнее, оно геополитическое, ведь Западная Украина – не совсем наша цивилизация. И вовсе не всех украинцев россияне считают бандеровцами – например, та треть украинцев, что поддерживает Партию регионов (забыл, как их лидера зовут), по умолчанию не имеет к ним отношения.

Украинский националист: «Кремль навязывает нам комплекс неполноценности»


Олег ТЯГНИБОК:

– Со своей колокольни Россия делает все верно – смотрит на историю через призму собственных интересов, попутно навязывая нам комплекс неполноценности. Я считаю, нельзя слепо принимать историю Украины так, как диктует нам она, у нас должно быть собственное видение событий.

Например, чтобы понять мотивацию украинцев, которые записывались в СС «Галичину», достаточно представить, насколько укоренилась в западных областях ненависть к большевистскому режиму, а это ярко демонстрируют цифры: в первые пять дней к штурмовикам добровольно пришли 85 тыс. человек! И если была в нашей истории трагическая страница, нужно объективно ее изучать, но это дело ученых, а не политиков.



Даже каски на вооружении власовцев были немецкими



Форма бойцов РОА отличалась от немецкой только нарукавными «шевронами»



Донские казаки не стеснялись носить над белогвардейскими кокардами символ третьего рейха



Каждый русский в СС имел удостоверение и был на учете канцелярии