Пойми меня,Познер

На модерации Отложенный

Три, два, один. Старт!
Голубой экран телевизора снова поможет всем желающим расслабиться после тяжелого рабочего дня. А понедельник, пожалуй, самый сложный день в этой бесконечной будничной неделе, когда выходные с одной стороны уже закончились, а до следующих еще очень далеко.
Я же очень люблю понедельники, люблю их за дисциплинированность и точность, за какую-то изначальность жизни, когда ты можешь сказать сам себе пару заветных слов, и снова захочется идти вперед, действовать. Простые слова, которые каждый человек хотя бы раз произносил в своей жизни – это «начать жизнь с понедельника». По понедельникам мы заставляем себя думать, анализировать, выбирать. Наверное, поэтому, в российских и зарубежных телевизионных СМИ принято включать в прайм-тайм понедельников аналитические ток-шоу, которые никто не будет смотреть в пятницу или выходные.
Больше всего люблю смотреть программы Владимира Владимировича Познера. Они как раз все время выходят в начале недели. В них есть какая-то соль, нетривиальность. С удовольствием всегда смотрел его программу «Времена». Сейчас в телесетке Первого канала висит его одноименная программа «Познер». Уже посмотрел выпуски на прошлой неделе, и с первого раза, показалось неинтересно, запутанно, монотонно.
О чем говорит новый Познер в «Познере», с кем он говорит и зачем?
Программа «Познер» - это программа-интервью. В ней Владимир Познер задает вопросы политикам, общественным деятелям, деятелям культуры, искусства, науки, спорта. Как правило, беседа, проходит в режиме диалога и часто не связана с актуальными событиями недели. Сам ведущий обязательным условием каждого выпуска считает рубрику «vox populi» (глас народа), но я его там так и не увидел.
"Моими гостями могут быть люди, известные в самых разных областях – от политики до спорта или киноиндустрии. Это люди, которые интересны мне, но я исхожу из того, что они также должны быть интересны нашим зрителям. В этой программе я не буду заниматься аналитикой, это – интервью. Поводом приглашения именно этого человека в студию может быть какое-то событие, произошедшее сейчас. Предположим, вышел фильм, который вызвал огромный интерес, и я решу пригласить в студию режиссера, который его снял. Поводом может быть и сам человек, который вызывает интерес у телезрителей» - пишет Познер о своей программе.
«Познер» это программа человека, ключевым здесь становится личность, а не тема или ситуация. Иными словами, программа приобретает сверхсубъективное наполнение. Когда вопросы герою задаются исходя из выбора ведущего, а ответы эти вопросы даются однозначно гостем программы. В программе отсутствует полемика. Таким образом, она приобретает исключительно коммуникативное содержание, например, аналогично ток-шоу на каналах СТС (Детали), НТВ (К барьеру), РенТВ (Вечер с Тиграном Кеосаяном).
Точка зрения озвучивается ровно одна - Познера. Граждане будут опрошены, зададут свои вопросы, обозначат проблему и совместными усилиями попытаются нащупать и обозначить способы ее решения. Следствие звучит красиво, но причина будет сформулирована одним человеком.
И у меня возник вопрос, почему Владимир Владимирович изменил самому себе, и решил заняться таким достаточно политкорректным шоу. Что же случилось с моим «Познером», таким интересным и свободным?
Жизнь не стоит на месте, и вместе с ней развивается и формируется наше гражданское общество, многогранно трансформируя все на своем пути. Любая телепередача, интервью, статья в газете – это лишь отпечаток момента нашего бытия. Также и телевидение – лишь фотография нашего общественного сознания в красивой рамке.
Когда выходили первые выпуски программы «Временна», всем стало очевидно – интересная общественная программа, прямо и без цензуры рассказывает обо всех социальных и политических проблемах, не оглядываясь на критику со стороны власти.

Программы про правду всегда актуальны и интересны, а когда их еще ведет такой уважаемый человек, диссидент, либерал, немножечко иностранец, как Владимир Познер, то вообще загляденье. И он, со своими «вот такими временами», стал ассоциироваться у всех, как герой новой свободной России, настолько маститый и уважаемый, что даже власть не в силах его дискредитировать.
Времена менялись, изменились и времена Познера. Он стал говорить тише, аккуратнее.
Познер говорит о том, как решить проблемы и облегчить жизнь гражданам. Но говорит как-то не так. Он говорит, что русофобия, неонацизм и расизм это ужасно, но говорит об этом через призму свободы выбора, это ваш выбор, мы лишь может это принимать или не принимать. Он говорит обо всем и ни о чем конкретно. Складывается впечатление, что вся передача – сплошное передёргивание, словесная эквилибристика и циничное манипулирование аудиторией. Как будто, все идет по заранее отработанному сценарию.
Я стал понимать, что что-то происходит с этим удивительным человеком. Познер «сдувается», стареет. Познера наградили орденом, Познер больше не президент Академии телевидения. Владимир Владимирович закрывает «Времена», чтобы появиться с очередным клоном самого себя, с «Познером».
Видимо, он стал понимать, что лицемерие и такая «сахарная цензура» становятся очевидны гражданам, и пора менять жанр. И жанр был изменен. Теперь Хазанов, Жванецкий, Горбачев говорят с Познером о том, о чем нужно говорить. О спорте, о театре, о книгах, о прошлом, о возможном будущем, а фактически, разговоры опять не о чем. Такие шоу, безусловно, должны быть, но не Познеру их вести, он шире всего этого записанного под диктовку диалога, талантливее. И он это понимает.
Но по-другому, видимо, нельзя работать на современном телевидении. Нужны рейтинги, а рейтинги делают знаменитые и послушные. Слава есть, остается второе.
Познер ушел из большой телесоциологии, отошел от тех технологий, благодаря которым стал популярным и уважаемым.
Программа Познер не смотрится в современном формате, но из-за отсутствия достойной конкуренции на отечественном телевидении, продолжает делать высокие рейтинги на главном канале страны.
В своем интервью Владимир Познер сказал, что «более 60% населения России поддерживают идею введения цензуры на ТВ. Первоначально этому можно ужаснуться и начать размышлять о «рабском менталитете россиян». Но мне кажется, что дела обстоят не так, как можно подумать. Потому что, выясняется, что россияне вовсе не поддерживают идею о введении политической цензуры. Им просто претит та мерзость, которую им предлагает российский телевизионный экран (РТЭ). Что представляет собой сегодня РТЭ? Причудливую смесь, состоящую из окровавленных тел, нескончаемой стрельбы, юмора, рассчитанного на интеллект больного лабрадора, бодряческого смеха, перебиваемого душераздирающими криками пытаемых садистами людей, и пошлых до тошноты интервью с так называемыми звездами.
Когда важное заменяется тривиальным, когда культурная жизнь определяется как бесконечная череда развлечений, когда серьезный общественный диалог уступает место невнятному лепету умственно отсталого ребенка, короче говоря, когда народ превращается в зрительскую массу, главным делом которой становится наблюдение за водевилем, тогда нация скукоживается и тихо умирает».
Сегодняшний Познер все понимает, но продолжает делать именно такой эфир, который потом критикует. Видимо, так и нужно жить в конъюнктурных джунглях современного телевидения.
Знать, полезным делом занят герой нынешней России — Владимир Познер.