антипедагогическое

     Мимо моего окна с воем тащилась за мамой девчоночка лет пяти-шести. Она буквально захлебывалась слезами, висла на ее руке, дергала, тянула назад и повторяла одно и то же: "ну, мааааааама! ну, мааааааама!", а мама тихо и бесстрастно ей втолковывала, что поздно уже и ей завтра рано вставать на работу, что нет, мы уже не вернемся, что искать то, что она потеряла, бесполезно и что теперь она "будет знать" и не будет больше терять свои игрушки. Маму можно понять и посочувствовать, эти дети, от них вечно одни заботы и головная боль. Вечно они все теряют, безобразничают, визжат, что-то ломают, с кем-то дерутся, дерзят, простужаются и приносят двойки и бездомных котят. Или вот, устраивают трагедию из-за какой-то потеряной ерунды, дергают родителей почем зря. Вряд ли эта мама осознает, что от осаживания и "воспитания" душевным игнором полностью зависимого от нее существа она ловит какой-то садистский кайф. Более того, она точно возмутится, если ей об этом сказать. Но видно же, видно даже постороннему, что главный лейтмотив ее поучений: "я главная, а ты хоть обрыдайся". Да, иногда бывает никак нельзя помочь детскому горю, но хотя бы посочувствовать-то можно же. Ну, лень тебе вотпрямщас возвращаться туда, где ребенок играл и обронил дорогую сердцу фигню, но зачем же издеваться-то, зачем усугублять отчаяние своим равнодушием? Малявке и так плохо, она мучается, скучает по своей куколке или зайцу какому-нибудь, прокручивает внутри жуткие сценарии дальнейшей судьбы своей игрушки, поедом себя ест за растеряшество. Она уже себя наказала и страдает, зачем ее добивать? При этом ведь в сознание ребенка внедряется посыл "ты одна в этом жестоком мире и на близких можешь не рассчитывать, мы непременно тебя осудим и запинаем, потому что ты смеешь нас беспокоить и раздражать своими дурацкими проблемами".

     Я наблюдала этот тяни-толкай минут пять, пока они проползали мимо окон (меня не видно, поэтому люди не стесняются, говорят довольно громко и ведут себя так, как будто они одни), слушала плач одной и холодные сентенции другой, и думала, вспоминала.

Моя старшая дочка когда-то тоже потеряла микроскопическую лошадку где-то в парке, и тоже в глазах ее были слезы, а в голоске паника. И пришлось нам вернуться с полдороги, прочесывать траву на последней лужайке, где играли. Сумерки превращались в ночь, а мы с ней все ползали на карачках и искали. Хорошо, что младшая уснула в коляске и дала нам лишних минут сорок перед тем, как затребовать ужин так, как его умеют требовать горластые младенцы. Лошадку мы так и не нашли, но горе дочку как-то отпустило. На обратном пути мы уже придумывали всякие удачные варианты лошадкиного будущего от "ее нашел какой-нибудь малыш, пожалел и забрал домой" и "она ускакала с табуном микроскопических лошадок, которые тоже живут в нашем парке" до "в царстве эльфов и фей она будет возить Дюймовочку".

     Я далеко не лучшая мать, я вообще не воспитываю своих детей, просто живу эту жизнь с ними вместе. Поэтому, случается, могу и наорать, и ногой топнуть, и высказаться жестко и даже надавить, если уверена, что права. А они меня воспринимают, скорее, как подругу, чем как непререкаемый авторитет, мое слово - не закон, а так, один из вариантов. Но я честно люблю их и просто не могу позволить им быть несчастными в одиночку. Как не позволила бы любому, кто мне дорог. Может, надо по-другому, надо учить отвечать за свои поступки, наказывать, строить по росту, готовить к "настоящей" жизни и т.п., но когда я вижу это "по-другому" со стороны, почему-то стабильно с души воротит.

     В кино "Сайлент Хилл" интересные слова звучали: "мать - бог в глазах ребенка", слишком пафосно, конечно, но ведь оно и вправду где-то близко к детской реальности. По крайней мере, пока дети маленькие. Интересно, кому нужен равнодушный бог, да и зачем он такой вообще?