Духовное возрождение России (цикл статей). Статья 3. Русский архетип

 

 

Народы отличаются друг от друга. Люди одного народа имеют некие общие черты, которые отличают их от людей другого народа. Совокупность этих черт можно назвать «душой народа». Что именно это за черты? На этот вопрос ответить бывает нелегко, прежде всего, потому, что мы ищем сходства-отличия таких больших ГРУПП людей, какими являются народы,  среди черт, отличающих друг от друга ОТДЕЛЬНЫХ людей. Но умные и глупые, честные и нечестные, добрые и злые люди есть в любом народе – черты народной души часто отличаются от черт души индивидуальной и назвать их бывает непросто. Конечно, мы пытаемся, когда говорим, например, о педантичности немцев или остроумии французов, но все наши наблюдения в таких случаях оказываются весьма поверхностными: не все немцы педантичны, а французы остроумны.

Более внимательный анализ позволяет выделить в составе народной души две группы составляющих. Первую, наиболее очевидную, можно назвать «характером народа». Ее образуют особенности стиля поведения людей, составляющих народ. К важнейшим из таких «стилистических особенностей» относится язык народа и его культура. Но есть другая, гораздо менее очевидная, составляющая народной души. Это судьба народа, его предназначение в истории, его задача. Эта общая для всех людей народа задача, цель и, соответственно, общая для всех людей народа деятельность, историческая работа обычно осознаются большинством людей народа очень смутно, очень фрагментарно, а часто и почти совсем не осознаются: человек участвует в судьбе народа, даже творит ее, но сам этого не понимает. Поэтому для понимания исторического предназначения народа (я буду называть это общее для людей народа прорастающее из их общего бессознательного в их общую совместную деятельность зерно их общей судьбы юнгианским термином «архетип») необходим специальный анализ – исторический, культурологический, психологический.

Такой анализ и открывает, что хотя среди живущих сегодня народов есть, по меньшей мере, три – индусы, евреи и русские – чьи архетипы связаны с тем Важнейшим Знанием, Как Жить, которое необходимо современному человечеству для построения новой культуры, но из этой троицы именно русским предстоит взять на себя роль духовного авангарда. Почему не индусам и не евреям? Потому что и у тех, и у других иные исторические задачи. Впрочем, более подробный ответ на этот вопрос увел бы нас слишком далеко в сторону.

Анализ русского архетипа открывает в нашей общей душе одно удивительное свойство. Я назову его «стремлением к Свету». Всегда на протяжении всей своей истории – от сказок о молочных реках и граде Китеже до программы построения коммунизма - русские люди (я говорю о людях русской культуры, говорящих и думающих на русскм языке, неважно насколько раскосы их глаза, горбаты носы и смугла кожа) мечтали о построении на Земле Божьего Царства – общества счастливых людей. И здесь неважно, что реально русская жизнь никогда и близко не приближалась к этому сказочному идеалу. Важно само стремление: готовность поставить эту цель во главу угла и идти на любые жертвы ради ее достижения.

Это стремление никуда не делось и сегодня – во времена сильнейшей деградации всей нашей жизни. Именно оно и дает основания для исторического оптимизма. Но, конечно, оптимизм этот не безоблачен. Среди многого другого его омрачает  вопрос: как это общее стремление к счастью может стать основой общей работы, когда разные наши люди так по-разному видят пути к нему? Об этом – в следущей статье.