Операция «Сочувствие». Пять дней августа 1941 года.

На модерации Отложенный

 

 

 «Операция „"Сочувствие"“» – кодовое наименование совместной  англо-советской операции в ходе Второй мировой войны по фактической оккупации Ирана.

Дабы не заниматься долгими изложениями этой «странной войны», «войны» СССР и Великобритании с Ираном решил просто привести фрагменты из книги Александра Котлобовского и несколько официальных документов того времени…

Александр Котлобовский, Иранский эпизод                                                        http://operation-barbarossa.narod.ru/su/iran-episode.htm

«В начале века полуфеодальный Иран был поделен на сферы влияния между Англией и Россией, а когда место последней занял Советский Союз, ситуация по сути мало изменилась. Занятые конкуренцией между собой и с Германией, которая тоже стремилась занять место под персидским солнцем, эти государства мало принимали во внимание интересы Тегерана...

С началом второй мировой войны Иран заявил о неприсоединении к той или иной стороне. Тем не менее, в августе 1941 г. страну оккупировали английские и советские войска. Причин тому было несколько. Черчилль, прежде всего, беспокоился о бесперебойной поставке иранской нефти. Сталин серьезно опасался работы гитлеровской агентуры в племенах, проживавших в приграничных с СССР районах. Они и раньше совершали набеги в Закавказье, а с немецкими деньгами, оружием и советниками могли стать причиной больших проблем. Опасность грозила и бакинской нефти, ведь нарушения советского воздушного пространства со стороны Ирана в то время уже стали реальностью. Так, в одну из августовских ночей 1941 г. на перехват самолетов, пересекших границу на бакинском направлении, был поднят И-153, пилотируемый будущим дважды Героем Советского Союза А. Ворожейкиным. Истребитель сорок минут бороздил ночное небо, однако противника не нашел. На рассвете пограничники доложили о поимке двух парашютистов.

Кроме очевидной военно-стратегической целесообразности, ввод войск в Иран имел и политические причины: он планировался как первая совместная военная акция СССР и Британии в качестве союзников по антигитлеровской коалиции. Надо сказать, что юридически Советский Союз имел право на ввод войск на территорию южного соседа, это было предусмотрено условиями советско-иранского договора 1921 г. У Лондона таких прав не было, но в Москве желали провести эту акцию совместно, и Черчилль предпочел юридическим тонкостям древний принцип: «Когда говорит оружие, законы молчат!»…

Ввод войск начался 25 августа. Части 44-й и 47-й армий перешли иранскую границу и устремились на юг. Советские самолеты с первыми лучами солнца поднялись в воздух и вскоре появились над городами северного Ирана. Говоря об их действиях, председатель иранского парламента заявил, что ВВС РККА бомбили Тебриз, Мешхед, Ардебиль, Решт, Бен-дер-Пехлеви и др. города. Однако советские источники в один голос утверждают, что вся боевая работа свелась к ведению разведки и разбрасыванию листовок. Но даже само появление краснозвездных самолетов оказывало на иранских солдат сильное психологическое воздействие. Войска и жандармерия шаха практически никакого сопротивления наступающим войскам не оказали, 3-я дивизия попросту разбежалась по домам, а ее командир скрылся. К вечеру войска Закавказского фронта продвинулись на 70 км.

Самолеты РАР тоже разбрасывали листовки, однако этим дело не ограничилось. По воздуху перебросили некоторое количество войск для охраны семей британских сотрудников «Англо-иранской нефтяной компании». «Харрикейны» нанесли удар по ахвазскому аэродрому, где расстреляли на земле пять иранских истребителей и подожгли ангар. Затем до конца дня англичане патрулировали над Абаданом и Хоррем-Шехром, где части 6-й дивизии иранцев оказывали некоторое сопротивление англо-индийским войскам. Действуя в интересах наступавших войск, 244-я АЭ совершила 10 разведвылетов.

На следующий день части 44-й армии захватили ряд городов, в т. ч. Тебриз с его аэродромом, при этом самолеты 2-го авиаполка стали их трофеями. Вскоре сюда перебазировались советские истребители. Перед летчиками 36-го и 265-го ИАП поставили еще одну задачу - искать заблудившиеся на незнакомой местности части стремительно наступавшей 47-й армии. Англичане в тот день впервые встретились с воздушным противником. Командир 261-й АЭ флайт-офицер Е. Мэйсон во время патрулирования на участке между Абаданом и Ахвазом обнаружил и быстро сбил одиночный иранский «Одекс», вылетевший, по всей вероятности, для уточнения обстановки. Летчики эскадрильи страстно желали поддержать почин командира и, встретив в воздухе еще один биплан, тут же вогнали его в землю. Однако сбитая машина оказалась своей - это был «Винсент», пилотируемый флайт-офицером Вудли. К счастью, экипаж остался жив и вернулся в расположение своей 244-й эскадрильи, которая в тот день выполнила 7 разведвылетов.

27 августа границу перешли части советской 53-й отдельной армии и вскоре вышли к Мешхеду. Действия ее авиации также свелись к разведке и разбрасыванию листовок. В тот же день наступающие британские части вышли к горному проходу Пай-Так, где закрепились иранские войска. Однако после налетов «Бленхеймов» иранцы покинули свои позиции. Истребители патрулировали над нефтепромыслами, а 244-я АЭ совершила 5 вылетов в интересах продвигавшихся к Ахвазу войск.

28 августа иранское командование поняло полную бесперспективность дальнейшего сопротивления и прекратило военные действия. Генштаб в Тегеране принял решение распустить армию, а через два дня советские и английские войска заняли все важные населенные пункты, кроме столицы, как и договаривались. Кампания закончилась. Одним из ее важнейших результатов для СССР стало то, что вскоре через территорию Ирана пролег маршрут стратегических поставок по программе «ленд-лиза».

Стоит отметить, что в период оккупации союзники оказали помощь шаху Мухамеду-Реза Пехлеви в организации новой армии. В частности, постановлением ГКО СССР Ирану были переданы истребители Як-7 и штурмовики Ил-2, а также подготовлены соответствующие специалисты. Что касается советских войск, то уже в октябре 1941 г. из Ирана была отозвана вся авиация, а затем части 44-й и 47-й армий. Полностью войска вывели в 1946г.»

В качестве документального продолжения – фрагмент из книги Н.Г. Гафуровой и Зубока Л.И. Хрестоматия по Новейшей истории зарубежных стран. http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000022/st037.shtml

«ЗАЯВЛЕНИЕ ИРАНСКОГО ПОСОЛЬСТВА В СССР О РЕШЕНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА ИРАНА СОБЛЮДАТЬ ПОЛНЫЙ НЕЙТРАЛИТЕТ 27 июня 1941 года

Иранский посол в СССР г. Мохамед Саед в своей вербальной ноте от 26 июня с. г. сообщил Народному Комиссариату иностранных дел:

"Посольство Ирана по поручению своего правительства имеет честь довести до сведения Народного Комиссариата иностранных дел, что при наличии положения, созданного войной между Германией и Союзом Советских Социалистических Республик, правительство Ирана будет соблюдать полный нейтралитет".

"Известия" от 27 июня 1941 г.

НОТА СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ИРАНСКОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ 25 августа 1941 года (извлечение)

...Советское правительство, как и правительство Ирана, уже при заключении основного Советско-Иранского договора 26 февраля 1921 года отчетливо представляли себе особые трудности, которые могут встретиться на пути укрепления дружественных отношений между Советским Союзом и Ираном, предвидя, что территория Ирана может быть использована враждебными как по отношению к СССР, так и по отношению к самому Ирану элементами и что эти элементы смогут попытаться превратить Иран в базу для нападения на СССР.

В целях предотвращения такого рода опасности советско-иранский договор в ст. 6-й предусматривал следующее:

"Обе Высокие Договаривающиеся Стороны согласны в том, что, в случае если со стороны третьих стран будут иметь место попытки путем вооруженного вмешательства осуществлять на территории Персии захватническую политику или превращать территорию Персии в базу для военных выступлений против России, если при этом будет угрожать опасность границам Российской Социалистической Федеративной Советской Республики или союзных ей держав и если персидское правительство после предупреждения со стороны Российского Советского правительства само не окажется в силе отвратить эту опасность, Российское Советское правительство будет иметь право ввести свои войска на территорию Персии, чтобы в интересах самообороны принять необходимые военные меры. По устранению данной опасности Советское правительство обязуется немедленно вывести свои войска из пределов Персии".

Советское правительство, таким образом, приняло на себя с полного согласия иранского правительства защиту интересов СССР в Иране в случае наступления указанной в договоре 1921 г. опасности, подтвердив вместе с тем свое обязательство после минования этой опасности немедленно вывести свои войска из пределов Ирана. Как известно, в течение двадцати лет действия договора 1921 г. Советское правительство не считало необходимым для защиты своих интересов прибегать к ст. 6 договора 1921 г.

Однако за последнее время и, особенно с начала вероломного нападения на СССР гитлеровской Германии враждебная СССР и Ирану деятельность фашистско-германских заговорщических групп на территории Ирана приняла угрожающий характер. Пробравшиеся на важные официальные посты более чем в 50 иранских учреждениях германские агенты всячески стараются вызвать в Иране беспорядки и смуту, нарушить мирную жизнь иранского народа, восстановить Иран против СССР, вовлечь его в войну с СССР.

Агенты германского фашизма вроде фон Радановича, Гамотта, Манера, Вильгельма Сапова, Густава Бора, Генриха Келингера, Траппе и др., прикрываясь своей службой в разных германских фирмах (АЕГ, Феррошталь, Гарбер, Ортель, Лен, Шихау), в настоящее время дошли до крайних пределов в своей подрывной работе по организации диверсионных и террористических групп для переброски в Советский Азербайджан и раньше всего в главный советский нефтяной район - Баку - и в Советский Туркменистан, с одной стороны, и по подготовке военного переворота в Иране - с другой.

Этим сейчас заняты прибывшие недавно из Ирака руководитель германской разведки в Тегеране - немец Гамотта вместе со своим помощником, служащим компании "Мерседес" Майером. Организованная ими группа германских агентов под руководством германского посольства в Тегеране занята организацией в ряде пограничных пунктов Ирана вооруженных групп для переброски в Баку и в другие важнейшие пограничные советские пункты с целью устройства поджогов и взрывов на территории СССР. Германские агенты имеют в своем распоряжении в разных пунктах Ирана склады оружия и боеприпасов. В частности, в северной части Ирана, в окрестностях Мианэ, они заготовили для своих преступных целей свыше 50 тонн взрывчатых веществ. Под видом охоты они проводят в окрестностях Тегерана военную подготовку своих преступных соучастников из числа германских граждан. На иранские военные предприятия под видом инженеров и техников проникли 56 германских разведчиков. В числе таких разведчиков особенно крупную роль играют представитель немецкой фирмы "Фридрих Крупп" в Иране шпион Артель, директор представительства германской фирмы "Сименс" известный германский шпион фон Радакович, его заместитель Кевкин, служащий конторы "Иранэкспресс" в Пехлеви немец Вольф, являющийся одновременно руководителем германской разведки на севере Ирана и на Каспийском побережье. В своей преступной работе эти германские агенты самым грубым и беззастенчивым образом попирают элементарные требования уважения к суверенитету Ирана, превратив территорию Ирана в арену подготовки военного нападения на Советский Союз.

Создавшееся в Иране в силу указанных обстоятельств положение чревато чрезвычайными опасностями. Это требует от Советского правительства немедленного проведения в жизнь всех тех мероприятий, которые оно не только вправе, но и обязано принять в целях самозащиты, в точном соответствии со ст. 6 договора 1921 г.

За время после нападения Германии на СССР Советское правительство трижды - 26 июня, 19 июля и 16 августа с. г. - обращало внимание иранского правительства на опасность, которую представляет собой подрывная и шпионско-диверсионная деятельность в Иране германских агентов...

Таким образом, Советское правительство трижды предупреждало иранское правительство об угрожающей его интересам, а также интересам СССР и Великобритании опасности для принятия необходимых мер.

Иранское правительство отказалось, к сожалению, принять меры, которые положили бы конец затеваемым германскими агентами на территории Ирана смуте и беспорядкам, тем самым, поощряя этих агентов Германии в их преступной работе. Вследствие этого Советское правительство оказалось вынужденным принять необходимые меры и немедленно же осуществить принадлежащее Советскому Союзу в силу ст. 6 договора 1921 г. право - ввести временно в целях самообороны на территорию Ирана свои войска.

Эти меры никоим образом не направлены против иранского народа. Советское правительство не имеет никаких поползновений в отношении территориальной целостности и государственной независимости Ирана.

"Правда" от 26 августа 1941 г.

ДОГОВОР О СОЮЗЕ МЕЖДУ СОЮЗОМ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК, ВЕЛИКОБРИТАНИЕЙ И ИРАНОМ 29 января 1942 года (извлечение)

Статья 1. Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик и Его Величество Король Великобритании, Ирландии и Британских владении за морями, Император Индии (именуемые ниже как союзные государства) совместно и раздельно обязуются уважать территориальную целостность, суверенитет и политическую независимость Ирана.

Статья 2. Устанавливается Союз между союзными государствами, с одной стороны, и Его Императорским Величеством шахиншахом Ирана - с другой.

Статья 3. 1) Союзные государства совместно и раздельно обязуются защищать Иран всеми имеющимися в их распоряжении средствами против всякой агрессия со стороны Германии или любой другой державы.

2) Его Императорское Величество шахиншах обязуется:

а) сотрудничать с союзными государствами всеми доступными ему средствами и всеми возможными путями, с тем, чтобы они могли выполнить вышеуказанные обязательства. Помощь иранских вооруженных сил, однако, ограничивается поддержанием внутреннего порядка на иранской территории...

Статья 4. 1) Союзные государства могут содержать на иранской территории сухопутные, морские и воздушные силы в таком количестве, в каком они считают необходимым... Разумеется, наличие этих войск на иранской территории не представляет собою военной оккупации и будет возможно меньше затруднять нормальную работу администрации и органов безопасности Ирана, экономическую жизнь страны, обычное передвижение населения и применение иранских законов и постановлений...

Статья 5. Войска союзных государств должны быть выведены с иранской территории не позднее шести месяцев после прекращения всех военных действий между союзными государствами и Германией с ее соучастниками путем заключения перемирия или перемирий, считая от даты более раннего из этих актов или непосредственно по заключении мира между ними...

Статья 8. Положения настоящего договора в равной степени обязательны как двусторонние обязательства между Его Императорским Величеством шахиншахом и каждой из двух Высоких Договаривающихся Сторон.

Статья 9. Настоящий договор вступает в силу по подписании и остается в силе до даты, установленной для вывода военных сил союзных государств с иранской территории в соответствии со статьей 5...

"Известия" от 30 января 1942 г.»

 

И в заключение – отрывок из письма Уинстона Черчилля. http://vlastitel.com.ru/stalin/perepiska/sc/sc41_08.htm

«Получено 30 августа 1941 года.

ЛИЧНОЕ ПОСЛАНИЕ ОТ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА г-ну СТАЛИНУ

Я стремился найти какой-либо путь для оказания помощи Вашей стране в ее великолепном сопротивлении впредь до осуществления рассчитанных на более длительный период мероприятий, по поводу которых мы ведем переговоры с Соединенными Штатами Америки и которые послужат предметом Московского совещания…

… Известие о том, что персы решили прекратить сопротивление, весьма приятно. При всей важности защиты нефтяных источников целью нашего вступления в Персию было в еще большей степени стремление установить еще один сквозной путь к Вам, который не может быть перерезан. Имея это в виду, мы должны реконструировать железную дорогу от Персидского залива до Каспийского моря и обеспечить ее бесперебойную работу, используя дополнительное железнодорожное оборудование, доставляемое из Индии. Министр Иностранных Дел передал г-ну Майскому для представления Вам примерные условия, мы хотели бы заключить соглашение с Персидским равительством с тем, чтобы иметь дело с дружественным народом и не быть вынужденными тратить несколько дивизий только на охрану железной дороги. Продовольствие посылается из Индии, и если персы подчинятся, то мы возобновим платежи за нефть, причитающиеся в настоящее время Шаху. Мы приказали нашему авангарду продвигаться вперед с тем, чтобы наши силы встретились с Вашими в месте, которое будет установлено командующими где-либо между Хамаданом и Казвином. Было бы хорошо, чтобы весь мир знал, что британские и советские вооруженные силы действительно подали друг другу руки. По нашему мнению, было бы лучше, чтобы ни мы, ни Вы не вступали в Тегеран в настоящее время 6, ибо нам нужен лишь сквозной путь. Мы устраиваем крупный базисный склад в Басре и надеемся построить там хорошо оборудованный тепловодный порт для приема грузов из Америки, которые таким путем наверняка достигнут районов Каспийского моря и Волги…

6 В дальнейшем английское правительство изменило свою точку зрения по вопросу о вступлении английских и советских войск в Тегеран. В сентябре 1941 г. оно известило правительство СССР о своем решении немедленно ввести войска в Тегеран и о том, что оно направило соответствующие инструкции командующему английскими войсками в Иране. Английское правительство просило Советское правительство дать такие же инструкции командующему советскими войсками в Иране. В результате этой инициативы английского правительства в сентябре 1941 г. в Тегеран были введены английские и советские войска..»