ПСКОВСКАЯ РЕСПУБЛИКА
На модерации
Отложенный
ПСКОВСКАЯ РЕСПУБЛИКА
(политический проект восстановления)
Вступление
В июле 2011 года на сайте «Гайдпарк» появилось новое сообщество, где поднялся важный для россиян вопрос о возможности возрождении «Псковской республики» в составе Российской Федерации (http://gidepark.ru/community/2838/article/405178?digest).
Все желающие и заинтересовавшиеся этой темой смогут туда перейти и почитать мнение членов сообщества по этому вопросу и присоединится к нему!
Но, подискутировав с некоторым из них, я убедился, что большинство членов сообщества, думая в правильном направлении, все же очень смутно помнят и историю Псковской средневековой республики и особенно причины ее захвата Московским княжеством.
Кроме того, я хочу сказать, что коренные жители псковской земли и скажем коренные жители Москвы и ее окрестностей за МКАД, это совершено два разных народа.
Как по своему историческому развитию, менталитету, культуре и социальным установкам. Да, что там москвичи и их ближайшие соседи. Даже жители новогородщины уже отличаются от жителей псковщины.
Они даже в то время говорили на разных языках. Которые нынешние официальные историки стыдливо, почему то считают диалектами.
Так у псковитян был древне псковский язык, а у новгородцев древне новгородский! И они псковичи и новгородцы с большим трудом понимали полян, живших в Киеве и его окрестностях!
Древнепсковский диалект — средневековый диалект кривичей псковских древнерусского языка, распространённый на территории Псковской республики. Особенности диалекта древнего Пскова нашли отражение в памятниках письменности, дошедших до нас только с XIV в
Древненовгоро́дский диале́кт — средневековый диалект словян ильменских(также язык или идиом) древнерусского языка (по другой версии, диалект позднего праславянского языка), распространённый на территории Новгородской земли с дописьменной эпохи до XV века.
Достаточно сильно отличался от наддиалектной формы древнерусского языка, представленной, например, в Киеве, а в некоторых отношениях и от всех прочих славянских языков
А все, потому что происходят они совсем разных племен и народов и генетические особенности, этих народов не поддаются никакому нивелированию в стороны правящей идеологии и народа ее носителя.
В частности если уж называть вещи своими именами , и при этом не вдаваясь в ненужные в этой работе научные дискуссии, то Москва и ее окрестности это территория расселения фино-угорских племен веси и мери, а так же разными кочевых степных народов и частью бежавших с Киевской Руси по разным причинам, разно племенных славян.
Кои, в этой плавильной смеси народов, составившихся вскоре население Великого московского княжества, составляли незначительное меньшинство, составивший так называемый правящий класс.
Но, давайте вернемся к Псковской Республики.
И очень кратко опередим:
« Когда и кем она была создана и почему погибла?»
Пско́вская респу́блика — средневековое русское государство (1200-е — 1510 годы), существовавшее между второй половиной XIII века и первой половиной XVI века.
После распада Киевской Руси в XII веке, город Псков и его прилежащие владения по реке Великой, вдоль Чудского и Псковского озёр, а также реки Нарвы стали частью Новгородской земли. Псков располагал особыми правами, включая право самостоятельного сооружения пригородов (одним из древнейших является Изборск).
В результате успешного участия Пскова в борьбе против Ливонского ордена (см. Невская битва и Ледовое побоище) влияние города в составе Новгородской феодальной республики существенно усилилось, что в итоге привело к его фактической автономии.
Особенно значительный вклад в процесс обособления Пскова от Новгорода принадлежит князю Довмонту (1266—1299).
Справка: «Довмо́нт в крещении Тимофе́й (умер 20 мая 1299) — псковский князь литовского происхождения, правивший с 1266 по 1299 годы.
При Довмонте Псков обрёл фактическую независимость от Новгорода.
Довмонт происходил из литовских князей. Согласно некоторым источникам, был сыном Миндовга, и владел в Литве Нальщанским уделом.
В убийстве Миндовга, произошедшем в 1263 году, принимал непосредственное участие. Позднее впал в немилость у сына Миндовга Войшелка, который в 1264 году выдвинулся как самый могущественный князь в ВКЛ.
После завоевания князем Войшелком Нальщан, Довмонт сбежал в 1265 в Псков, где обосновался с явным намерением воевать с Войшелком и его вассалами в Полоцке, фактически находящемся в это время в зависимости от Литвы.
В Пскове он принял крещение, и вскоре псковитяне избрали его своим князем. В том же году Довмонт разбил литовское войско на берегу Двины и опустошил область князя Герденя, забрав в плен его жену и сыновей.
Киевский великий князь Ярослав Ярославич, недовольный избранием Довмонта, готовился изгнать его из Пскова, но вследствие отказа новгородцев помочь ему должен был распустить свои войска.
Новгородцы в следующем году даже ходили вместе с псковитянами в Литву, под предводительством Довмонта, окончившего этот поход победой.
В 1268 году Довмонт был призван новгородцами на помощь против ливонских рыцарей и, вместе с князем Димитрием Александровичем и дружинами великого князя Ярослава Ярославича, сражался при Раковоре.
В 1269 году великий магистр ордена, набрав значительные силы, осадил Псков, но Довмонту удалось отстоять город — на помощь подоспели новгородцы, и великий магистр, раненый Довмонтом, вынужден был заключить мир.
В 1270 году великий князь Ярослав Ярославич, посадил на место Довмонта в Пскове некоего Айгуста, но псковитяне снова возвели в князья Довмонта.
В 1282 году Довмонт, женившийся между тем на Марии, дочери великого князя Димитрия Александровича, помогал своему тестю, прогнанному с великокняжеского престола младшим братом Андреем.
Довмонт вторгся в Ладогу, вывез оттуда казну Димитрия Александровича и вернулся к нему в Копорье, но, осаждённый новгородцами, должен был оставить крепость.
В 1299 году ливонские рыцари неожиданно вторглись в Псковскую республику и, опустошив её, осадили город, но были разбиты Довмонтом.
Вскоре после этого он заболел и умер. В некоторых средневековых источниках версия смерти Довмонта, излагается иначе.
Русская православная церковь причислила его к лику святых в XVI веке после Баториева нашествия, по случаю некоего чудного явления. Местная память Довмонта празднуется 25 мая. Тело его погребено в Троицком соборе в Пскове, в котором ещё в начале XX века хранились его меч и одежда.
Для защиты от нападений Довмонт укрепил Псков новой каменной стеной, которая до XVI века называлась Довмонтовой.
В 1348 году (Болотовский договор) автономия Пскова была признана Новгородом де-юре, после чего новгородские бояре перестали посылать в него своих посадников. Единственной сферой, в которой Псков оставался зависимым от Новгорода, были церковные вопросы.
По отложении Пскова от Новгорода в 1348 году, Псков признает московского князя своим главой и соглашается избирать на псковское княжение лиц, угодных великому князю.
С 1399 года эти князья называются московскими наместниками. Василий II добивается права назначать псковских наместников по своему усмотрению, причем они приносят присягу не только Пскову, но и великому князю.
При Иване III псковичи отказываются от права смещать назначенных к ним князей.
Укрепления связей с Москвой, вызванные экономическим развитием, внешнеполитическими целями, псковским участием в Куликовской битве и успешным совместным противостоянием Тевтонскому ордену и Литве, создало предпосылки для ослабления независимости Псковской республики.
Некоторые псковские бояре и купцы пытались сопротивляться объединению с Москвой, но не нашли поддержки большинства горожан.
В вот как по Псковской республике был нанесен последний коварный удар!
В 1509 году, находясь в Великом Новгороде, Василий приказал собраться при нём псковкому посаднику и прочим представителям города, в том числе и всем челобитникам, недовольным ими.
Прибыв к нему начале 1510 года на праздник Крещения все псковичи были голословно обвинены в недоверии Великому князю и их наместники были казнены.
Псковичи были «вынуждены просить Василия принять себя в его отчину». Не сделай они этого, а ведь Псков был не готов к вооруженному сопротивлению московитам, печальная судьба их посадника и его наместников им бы была гарантирована! К стати потом эту «ошибку» Василия III Исправил Иван Грозный
когда в феврале 1570 года, после опустошительного похода с опричным войском на Новгород, он двинулся на Псков, подозревая измену и готовя ему участь Новгорода.
Как свидетельствует Псковская летопись, «прииде царь... с великою яростию, яко лев рыкая, хотяй растерзати неповинныя люди и кровь многую пролитии».
А а тогда в 1510 г. все обошлось почти бескровно. Московский князь Василий III приказал псковичанам отменить вече.
На последнем в истории Пскова вече было решено не сопротивляться и выполнить требования Василия. 13 января 1510 г. был снят вечевой колокол и со слезами отправлен в Новгород.
Наличие ВЕЧА в Пскове и Великом Новгороде это главный критерий для определения наличия там формы правления в виде Республики.
Справка: Респу́блика (лат. res publica, «дело народа») — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (в том числе и другими органами). Главное отличие в управлении республиканского государства от других типов государств — наличие писаного закона (закон, кодекс, конституция и т.п.), которому обязаны подчиняться все жители страны, невзирая на социальное положение.
В настоящее время из 193 государств мира более 140 являются республиками»
Справка: «Ве́че (общеславянское; от славянского вѣтъ — совет) — народное собрание в древней и средневековой Руси — и во всех народах славянского происхождения, до образования государственной власти раннефеодального общества — для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни; одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств. Участниками веча могли быть «мужи» — главы всех свободных семейств сообщества (племени, рода, поселения, княжества).
Их права на вече могли быть равными либо различаться в зависимости от социального статуса.
«Новгородци бо изначала, и смолняне, и кыяне, и полочане, и вся власти, якож на думу, на веча сходятся; на что же стареишии сдумають, на том же пригороди стануть».— Лаврентьевская летопись//Полное собрание русских летописей. Т.1. М., 1997. Стб.377-378
Наибольшего расцвета вечевой уклад достиг в Новгородской земле (до 1478) и позднее отделившейся от Новгорода Псковской республике (до 1510), а также в тоже изначально входившей в состав Новгородской Руси Вятской земле. Там вечевой уклад просуществовал вплоть до присоединения этих земель к Москве.
24 января 1510 г. Василий прибыл в Псков и поступил с ним так же, как и его отец с Новгородом в 1478 году.
300 самых знатных семей города были переселены в Московские земли, а их деревни отданы московским служилым людям.
Затем наступала очередь Рязани, давно уже лежавшей в сфере влияния Москвы, но это уже совсем другая история….
А возвращаясь к исследуемой нами теме, надо сказать, что все это (история Псковской республики) формально казалась бы закончилось в 1510 г. то есть ровно 501 год тому назад!
Но, оказывается независимо от этого, сама идея о воссоздании «псковской республики» в сердцах псковичей еще живет!
И это очень хорошо, потому что это дает реальную надежду на резкое изменение их жизни в лучшую сторону, если эта идея будет реализована в форме «Автономной Псковской республики» в составе РФ.
Да и дело то богоугодное!
Ведь наверно помнит читатель, что основал Псковскую республику сам Святой Русской православной церкви МП Довмонт-Тимофей!
Так почему современным псковичам не вспомнить свою славную историю и не продолжить его благие помыслы?
А вот о том, можно ли это сделать и как (то есть не нарушая Конституцию и другие законы РФ)я и постараюсь рассказать своим читателя следующей части.
Так же надеюсь, что моя работа и предложенная идея о возрождении Псковской республики вызовет обсуждения у заинтересованных лиц..
Комментарии