ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС: ЕГО СУЩНОСТЬ И ПУТЬ ВЫХОДА ИЗ НЕГО

На модерации Отложенный

 

Смотрицкий Е.Ю.   ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС: ЕГО СУЩНОСТЬ И ПУТЬ ВЫХОДА ИЗ НЕГО

 

Экологическая проблема – это не проблема экологии, а проблема Культуры

 

Культура – это экологическая ниша человека

 

Культура – это механизм поддержания социо-природного равновесия

 

Культура – это механизм поддержания популяционного здоровья Homo Sapiens

 

 

Экологический кризис остается мучительной головной болью современности. Этот Джин цивилизации с его проделками постоянно будоражит наши умы и вносит дискомфорт в нашу жизнь, постоянно угрожая окончательно разделаться с нами. Так как же быть? Восточная мудрость гласит: «Не плакать, не смеяться, но понимать». Так что же нам уже удалось понять?

 

Сегодня возможность решения экологической проблемы видится на пути перехода к устойчивому развитию. Потребность в концепции устойчивого развития вызвана кризисом европейской цивилизации. Кризис проявляется в двух аспектах:

 

·         психологическом дискомфорте человека и

·         в истощении и деградации окружающей среды.

 

Причиной кризиса является неадекватность европейской концепции культуры, утвердившейся в Новое время и в эпоху Просвещения, а может быть даже  христианская доктрина, изначально задающая эсхатологический вектор развитию общества. Поэтому концепция устойчивого развития не может быть выработана в рамках существующей европейской модели культуры, ориентированной на прогресс и антропоцентризм. Уже понятно, что идея прогресса – это один из современных мифов, который плохо поддается рационализации: прогресс куда, к чему, по каким критериям, за чей счет? По своей сути концепция устойчивого развития должна стать новой формой культуры, адекватной глобализированному миру, перенаселенной планете, истощенной, разрушенной и упрощенной окружающей среде. Концепция устойчивого развития - это новая парадигма культуры, ее новая модель, в которой место прогресса должно занять устойчивое развитие. Но что это такое - сегодня также мало кто ясно представляет, как ранее не понимали, но много говорили о ноосфере и коэволюции.

 

Причина неустойчивого развития общества, ведущая к экологическому кризису, кроет­ся в конфликте между природой человека и природой природы, такова сущность человека и сущность природы. Экологический кризис он­тологически предопределен: так устроен мир. Смягчить, а может быть даже и устранить его, т.е. перейти к состоянию устойчивого развития может и должна Культура как механизм саморегуляции общества во всех аспектах, в том числе и во взаимодействии общества и природы. При переходе к культуре как механизму саморегуляции происходит скачок от биологической к духовной природе человека, хотя биологическую природу при этом никто не отрицает. Хочу подчеркнуть, что Культура – это не искусство, не библиотеки и театры, не эстрада… КУЛЬТУРА – ЭТО МЕХАНИЗМ ПОДДЕРЖАНИЯ СОЦИОПРИРОДНОГО РАВНОВЕСИЯ. Если для этого дела полезны театры и библиотеки – то хорошо.  

 

Сущность кризиса в биосфере - разрушение человеком пространственно-временной организации последней.

 

Разрушение биосферы есть результат духовной деградации и саморазрушения общест­ва. Поэтому переход к устойчивому развитию предполагает принципиальную духовную трансформацию общества. Только при таком условии имеет смысл техниче­ский прогресс.

 

При моделировании устойчивого развития мы должны исходить из возможностей био­сферы, а не из узкоэгоистических потребностей человека. У биосферы свои законы, своя организация, это реальность, с которой мы должны, не можем не считаться. Биосфера – это своеобразное экологическое пространство, главными характеристиками которого являются не количество ресурсов, которые можно безболезненно изымать для потребностей человека, а его структура, механизм гомеостазиса (саморегуляции), отражающий функциональные внутренние связи и временные параметры. Перейти к устойчивому развитию, избежать экологического кризиса - значит сохранить топологию экологического пространства, еще лучше - сохранить экологический хронотоп.

 

Главная характеристика экопространства - многомерность, которая помимо геологи­ческих, геохимических, биологических характеристик (состав - структура - связи) включает также и духовный компонент.

 

Задача, стоящая перед обществом, сводится к созданию такой духовной Метасистемы, которая позволит обуздать биологическую природу человека и создаст условия для наиболее полной духовной реализации человека, т.е. трансформирует тип культуры таким образом, что энергия человека будет направлена главным образом не на завоевание, покорение, пре­образование и потребление природы, а на формирование духовных качеств человека. Ду­ховная Метасистема - это своеобразная экологическая ниша для Homo sapiens.

 

Человек может вписаться в природную метасистему только при условии вписанности в Духовную Метасистему. Природа имеет свои пределы. Человеку они должны быть установлены в виде норм Культуры, в виде механизмов социальной жизни, которые ограничивают безграничные возможности человека, его избыточную энергию, которая без соблюдения меры из творческой переходит в разрушающую. У человека нет экологической ниши, нет природного ограничителя. Такой нишей, таким ограничителем должна стать Культура.

 

Утрата духовной метасистемы привела к утрате смысла человеческого существования. Функция человека свелась к геохимическому преобразованию, т.е. человек с духовного уровня опустился на биологический уровень хемобактерий, снабженных техникой.

 

Необходим новый смысл и цель жизни человека. Необходим возврат к сакральности, тайне бытия.

 

Необходима новая демографическая политика, новое понимание "взрослый человек". Чтобы получить право называться «взрослым», необходимо пройти обряд инициации, и только такой взрослый  получает право на потомство, семью и право решающего голоса. Не астрономический возраст (16 лет, или 18, или 21 год …), не биологические признаки (рост, вес, борода, размер лимфчика…), а ещё и психическая сила и духовная зрелость, которые и должны проверяться в ходе инициации.

 

Необходимо новое, или хорошо забытое старое отношение к смерти. Нельзя бороться за жизнь ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ. Я тезисно, в надежде на то, что кто-то ЗАХОЧЕТ услышать и понять, а там – обсудим.

 

Хватит пафоса гуманизма, который убивает и общество, и природу, а в конечном итоге – и отдельного человека.

 

При моделировании устойчивого развития в качестве единичного объекта, взаимодей­ствующего с природой, необходимо брать не индивид, а популяцию. Культура – это и есть иммунная система общества (вида, популяции), с помощью которой поддерживается популяционное (видовое), а значит и индивидуальное здоровье. А мы имеем сегодня в передовой Европе рост уродств и накопление генетического груза.

 

Человек обладает Разумом и Волей. Они должны управляться высшим, метафизиче­ским, метасистемным "критерием". Энергия человека, управляемая только волей и разумом, ведет к разрушению эго, социо и природы. Разум должен и способен решать оперативные, тактические, локальные задачи. Стратегические задачи всегда метафизичны. Необходим вектор, как человеку, так и обществу и задается он Культурой, духовной Метасистемой. Культура должна сублимиро­вать, ограничить избыточную энергию человека. Ядром культуры всегда была и остается (реликтово) религия. А религия вводит в жизнь ритуал. Ритуал организует жизнь, даёт ей ритмику, смысл, форму.

 

Силовое поле культуры должно дать человеку напряжение жизни, осмысленность, стержень, недостижимый идеал, забирающий у человека все силы, всю энергию («в поте лица»), зовущий, манящий, таинственный. Ду­ховная мутация - единственно верный путь к нормальному взаимоотношению как человека с человеком, так и человека с природой.

 

Современная социально-экономическая модель общества устойчива только при условии экономического роста и роста потребления. Иначе стагнация, безработица и социальный крах. Но эта модель ведёт к экологическому кризису, так как планета не безгранична.

 

 

Первый вариант я представил на конференции в Херсоне в 1999.

Потом опубликовал в газете «БВ», №32

27 апреля 2000 г. Днепропетровск

Потом ещё где-то – не помню, но резонанс слабый, а проблема нарастает. Словом, …