О циничном грабеже… Было предсказуемо?
Vae victis!
По легенде, которую изложил римский историк Тит Ливий, когда галлы наложили на Рим #санкции в виде осады, его #экономика быстро пришла в ничтожество и вспыхнул самый настоящий голод. Поэтому прагматичные римляне договорились подкупить галльского вождя Бренна, чтобы тот убрался восвояси со всей толпой. Сговорились на 1000 фунтов золотом, причём римские мужи прописали мелким шрифтом в договоре, что гири должны быть местными. Хитрость заключалась в том, что… Collapseримский фунт был намного легче привычного всем британского: 328 граммов против 454-х.
Подобный фокус — мы платим в римских фунтах, нам платят в британских — римляне уже не раз проворачивали с торговыми партнёрами, благодаря чему город фантастически обогатился. Но в этот раз не прокатило. Бренн оказался дотошным, а потому галлы положили на чашу весов свои гири, «правильные». Когда римские мужи стали возмущаться и тыкать холеными пальцами в мелкий шрифт, галльский вождь просто взмахнул мечом и… бросил его к гирям со словами «Горе побеждённым!». Желающих возразить ему не нашлось.
И хотя с тех пор международное право заметно развилось с целью предотвращения подобных инцидентов, время от времени меч вынимается из ножен, и тогда — vae victis.
Что мы и наблюдаем сейчас на примере Венесуэлы.
Американский президент Дональд #Трамп, похитив своего венесуэльского визави Николаса Мадуро под предлогом того, что так народу страны будет лучше, не остановился на этом и продолжил серию «улучшений». Теперь он объявил, что Венесуэла «добровольно» передаст #США до 50 млн баррелей «чёрного золота». Эта #нефть «незамедлительно» поступит в стратегические хранилища Луизианы и Техаса, а в подходящий момент будет продана по рыночным ценам. Выручку же Белый дом использует по своему усмотрению «на благо народа Венесуэлы и Соединённых Штатов».
С одной стороны, это «немного». Примерно полдня мирового потребления. Или чуть больше суток глобального нефтяного экспорта. Или около 3 млрд долл. выручки, что по меркам сверхдержавы, каждодневно продающей на мировом рынке около 10 млн баррелей, чуть ли не медяки.
С другой стороны, эти «медяки» и так отнимаются у практически нищего. До введения Штатами нефтяного эмбарго Венесуэла экспортировала 500-600 тыс. баррелей в сутки, а её суточная добыча — 960 тыс. баррелей. То есть, от четверти до трети годовой экспортной выручки Каракаса пойдёт «на карман» победителю.
Венесуэльцы же будут сосать лапу, повторяя «Vae victis» на все лады. Впрочем, заслуженно: не надо было так просто сдавать своего президента.
Горький, но необходимый урок?
Комментарии