Как бы Сталин решал вопрос с дронами и ослами?
Максим Калашников
Коль сегодня модно вспоминать историю Великой Отечественной, вспомним её и мы. В приложении к теперешней позиционной «мясорубке» на Украине. И продолжим историю в современность.
СОЗДАТЕЛЬ «ОГНЕННЫХ БУТЫЛОК»
Откроем журнал «Техника-молодёжи» за май 1970 года. Помните, как в 1941-м оружием против немецких танков стали бутылки с зажигательной жидкостью? Её создателем стал выдающийся русско-советский учёный, биохимик, врач и изобретатель – Анатолий Качугин (1895-1971 гг.). https://idea.vrnlib.ru/article/zabytye-imena-kachugin-anatolij-trofimovich/

Первые испытания противотанковых бутылок прошли 15 августа 1941-го. Итак, вместе с коллегами из Института зерна его эвакуировали в Саратов в самом начале войны. Еще в июле сорок первого Госкомитет обороны СССР потребовал от Наркомпищепрома создать эффективные зажигательные бутылки против бронетехники. В дороге у Качугина рождается идея дешёвого оружия против танков. Нет, бутылки с зажигательной смесью придумал не он, их ещё испанцы в 1936-м и финны Маннергейма в 1939-м применяли. Анатолий Тимофеевич придумал иное: как сделать так, чтобы не поджигать фитиль на «стеклянной гранате» (наполненной бензином, керосином или лигроином), а сделать так, чтобы бутылка воспламенялась сама, разбиваясь о препятствие? И придумал: прикреплять к бутылке резинкой ампулы с бертолетовой солью, серной кислотой и сахарной пудрой. Когда ампулы разбивались о броню, их содержимое вступало в бурную реакцию – и поджигало содержимое бутылки. «Первые их наглядные испытания прошли в не¬обычной обстановке — в куритель¬ной Министерства заготовок СССР, обкома партии (для этого нам пришлось выдуть миниатюрные ампулы). Потом начались серьезные исследования — под дождем, в грязи, даже под водой мы раскалывали бутылки, и они безот¬казно вспыхивали. Успех превзошел все ожидания…» - вспоминал А.Качугин («ТМ», 1970 г., №5, стр. 57)
В этой работе участвовал инженер-технолог мелькомбината имени Цюрупы Михаил Щеглов (он метал первые бутылки на полигоне, кстати, с второй попытки уничтожив шедший на него так без экипажа). Щеглов в том же номере журнала делился: «Прекрасно помню, как начальник Саратовского гарнизона полковник Роганин, присутствовавший на испы¬таниях, приказал немедленно выяс¬нить, почему испортилась машина. Танкист взобрался на гусеницу, от¬крыл башенный люк, но оттуда по¬лыхнуло огнем. Выждав, когда по¬жар немного утих, он осторожно спустился внутрь и через несколько минут, перепачканный сажей, доложил: электропроводка сгорела, бен¬зопроводы местами лопнули, требует капитального ремонта.
— Слышите, изобретатели, что вы наделали? — с притворным гневом закричал полковник. — Вы же со¬жгли боевой танк. Да вы знаете, что вам будет за это?..
И тут же приказал запустить второй…»
Ещё один участник работы, завлаб ВНИИ зерна Павел Солодовников, вспоминал в 1970-м:
«— Не прошло и трех дней, как нас срочно вызвали в Верховную Ставку. Мы вылетели с двумя чемо¬данами бутылок и буханкой «черняшки» на троих. Москва не при¬няла самолет — был налет противни¬ка. Нас посадили в Пензе. Только на следующий день мы смогли долететь до Внуковского аэродрома.
На улицах столицы было безлюдно, все ночевали в метро. Мы остано¬вились у родственников Щеглова. Когда наутро Качугин позвонил в Ставку, оказалось, что там уже зна¬ют о результатах испытаний на са¬ратовском полигоне. Больше того, на одном из военных заводов в двухдневный срок был оборудован цех по выпуску зажигательных бутылок, Нам же было дано новое задание — создать химический взрыватель, который срабатывал бы точ¬но через заданное время. Этот взрыватель был разработан и испы¬тан. В его конструкции не было ни одной металлической детали, так что миноискателю он был не по зу¬бам. После этого задания последо¬вали другие, мы сделали множество изобретений, но ни одно из них не имело такого значения для нашей страны, как зажигательные бутылки…»
Такая вот история.
Как видите, руководство страны в ту войну было собранным. Вся власть тогда сосредоточилась в руках и Ставки верховного главнокомандующего, и в Государственном комитете обороны. Возглавлял их лично Сталин. Ответственности он не боялся. Органы эти, как видите, очень живо интересовались актуальными разработками. Крайне оперативно решая вопросы. «7 июля 1941 года Госкомитет Обороны выпустил постановление «О противотанковых зажигательных гранатах (бутылках)». ГКО требовал от Наркомата пищевой промышленности в скорейшие сроки развернуть производство литровых бутылок с зажигательными смесями…» (https://topwar.ru/14230-zazhigatelnyy-kokteyl.html).
Как это делалось в случае авиации, мы знаем из мемуаров лётчика-испытателя Петра Стефановского - https://m-kalashnikov.livejournal.com/4262285.html
Сталин смог в самый сжатый срок создать эффективные органы военного управления страной. Сам стал их главой. Смог сделать так, чтобы они быстро использовали плоды усилий отечественных гениев. А.Качугин как раз и был гением. За свою жизнь он стал автором полутора сотен изобретений. Создателем противотуберкулёзного препарата – тубазида. Разработал и метод лечения рака, но академик Блохин его с 1963 года просто уничтожил. Ну да ладно, вернёмся к военной теме.
Сталинская управленческая машина в войну действовала быстро. Но в РФ, 4 года воюющей на Украине, нет аналогов ни Госкомитета обороны, ни Ставки главковерха. И глава государства ими не предводительствует. Последствия? Ещё в середине 2024 года пресса сообщила о том, что бывший боец «Вагнера» Сколза на свои деньги (от продажи мотоцикла и из премии за бои в Бахмуте) создал тяжёлый вертолётный дрон «Перун». Грузоподъемностью в 200 кило. Из китайских узлов. Наш вариант Бабы-яги. Он тебе и ночной бомбер, и грузовоз для снабжения войск, и средство вывезти раненого.
И даже носитель противотанкового комплекса "Фагот".

Полтора года спустя, на прямой линии президента РФ 19 декабря 2025 г., один из военкоров жаловался В.Путину: «У ВС РФ нет тяжёлых дронов, аналогов украинской Бабы-Яги! Когда они у нас появятся?». Чёрт, за полтора года в Великую Отечественную государство успевало организовать превращение истребителя ЛаГГ-3 в Ла-5, а затем – в Ла-7. А тут власти полтора года не в состоянии организовать производство «перунов»…
И вот ещё один вопиющий пример…
***
18 декабря 2025 г. состоялась успешная охота на мост на западе Одесской области – действие правильное. Оно разрушило транспортную связь с Румынией. Это лучше, чем воевать с отоплением, водоснабжением и электричеством в Одессе, обрекая простых одесситов на ад. Мост на трассе «Одесса-Рени» уничтожили не бомбами, а группой БПЛА «Тегерань» с использованием одной хитрой технологии и не менее хитрой тактики, подробностей коих раскрывать не стану. И пролёт смогли разрушить дронами, и с опорой покончить. Так что не надо мне сказок про то, что мосты через Днепр невозможно вывести из строя – переоборудованные «тегерани» могут рушить быки-опоры. И поздравляю создателей новой технологии с успехом. Самое примечательное – они не имеют отношения к МО РФ. А метод испытали в тылу, на недействующем мосту.
Надо бы расширить применение инновационных дронов-мостобойцев. Но если при Сталине создатели оных могли бы обратиться в межведомственный ГОКО (Государственный комитет обороны), дабы государство широко развило новшество, то в нынешней РФ аналога ГОКО нет. А МО РФ, не имея за спиной «стимула» в виде ГОКО, многие вещи и не замечает. В общем, когда будет можно – опишу прием уничтожения моста беспилотниками поподробнее. Там вижу то, что много раз описывал как приёмы подавления ПВО противника. А пока – омерта. И ненависть к тем, кто кладёт нашу пехоту, не нарушая снабжение ВСУ с помощью уничтожения мостов и виадуков в их тылу.
Вот такой вот урок истории. Сравнение Великой Отечественной и СВО. Нагляднее некуда. Понятно, как бы Сталин решал вопрос с дронами. И с некоторыми чиновниками…
Комментарии