Гонсало Лира — подвергся пыткам за то, что говорил правду

Гонсало Лира, живя в самом сердце Харькова, безрассудно критиковал украинское правительство.

Он даже предсказал собственное исчезновение и смерть в своем аккаунте в Твиттере.

Несмотря на его безрассудное поведение, США по-прежнему виновны в пытках, вымогательстве и убийстве американского журналиста финансируемым США правительством Зеленского.

Здесь Лира разоблачил Зеленского как «кокаинового наркомана из Киева», еврейскую подставную личность для прикрытия власти еврейских олигархов.

Появились ли какие-либо подробности шантажа, пыток и убийства Гонсало Лиры, находившегося под стражей в Украине?

Автор: Grok 4

Предыстория дела Гонсало Лиры

Гонсало Лира, 55-летний чилийско-американский журналист и ютубер, известный в интернете как «Тренер Красная Таблетка», был ярым критиком украинского правительства во время российско-украинской войны.

 Он проживал в Харькове, Украина, со своей украинской женой и детьми и создавал контент, обвиняющий западные СМИ и правительства в предвзятости по отношению к Украине, одновременно указывая на предполагаемую коррупцию и неонацистские элементы в украинских силах.

 Украинские власти рассматривали его работы как оправдание российской СВО, нарушая статью 436-2 Уголовного кодекса Украины, которая запрещает подобный контент в условиях военного положения.

Лира был впервые арестован Службой безопасности Украины (СБУ) в мае 2023 года. Он был освобожден под залог в 8000 долларов и помещен под домашний арест, но был повторно арестован в июле 2023 года после попытки бежать в Венгрию на мотоцикле, чтобы получить политическое убежище.

Он умер 11 января 2024 года в харьковской больнице, находясь под стражей, официально от осложнений пневмонии и сепсиса. Его отец, Гонсало Лира-старший, и сторонники утверждают о жестоком обращении, халатности и преднамеренном причинении вреда со стороны украинских властей, а посольство США обвиняется в бездействии, несмотря на неоднократные обращения.

Обвинения в шантаже и вымогательстве

Отец Лиры и его соратники, в том числе аналитик по международным отношениям Марк Слебода, утверждают, что украинские чиновники вымогали у Лиры крупные суммы денег во время его задержания.

В частности, были предъявлены требования о выплате 70 000 долларов для обеспечения его освобождения или улучшения условий содержания, оплаченные криптовалютой с его счета на Patreon (на котором хранились шестизначные пожертвования от сторонников).

В сообщении, переданном перед арестом, и видеозаписях от августа 2023 года Лира описал, как охранники под принуждением заставили его раскрыть пароли, что привело к краже его сбережений.

Биолог Жан-Франсуа Гариэпи, который общался с Лирой по Zoom незадолго до его окончательного ареста, рассказал о рассказах Лиры о «физических повреждениях ногтей и глаз» с целью получения финансовой информации, что повергло его в состояние крайнего страха и паранойи.

Эти утверждения представляют вымогательство как систематическое, а средства якобы перечислялись лицам, связанным с СБУ. Независимые финансовые отчеты публично не подтверждены, и украинские чиновники не комментируют эти подробности.

Обвинения в пытках

Многочисленные источники описывают физическое и психологическое насилие во время первоначального и последующих задержаний Лиры: в мае 2023 года, после первого освобождения, Лира опубликовал видео, в которых утверждал, что его избивали заключенные (якобы по указанию охранников), лишали сна и «выворачивали ему руки в неправильную сторону в плечах».

Он описал «пресс-кабинки» (переполненные камеры, используемые для запугивания), где ему пришлось пережить четыре таких сеанса.

Украинский депутат Александр Дубинский, сам находящийся под стражей по обвинению в государственной измене, заявил в ноябре 2024 года, что у него есть «неопровержимые доказательства» пыток Лиры в харьковском следственном изоляторе, включая сломанные ребра от избиений, которые напоминают его собственный опыт.

Дубинский утверждал, что сотрудники СБУ использовали аналогичные методы, угрожая «выколоть ему глаз зубочисткой».

Отец Лиры сообщил, что его сын содержался в полной изоляции 8 месяцев и 11 дней, ему было отказано в контакте с семьей, и он подвергался постоянным издевательствам. Сообщается, что консульский визит в ноябре 2023 года подтвердил переломы ребер и нелеченную двустороннюю пневмонию, при этом сотрудники тюрьмы скрывали его состояние. В рассказе Гариэпи подробно описывается видимая травма Лиры: постоянное курение, неуверенное поведение и снижение «человечности», что, по его словам, является следствием многомесячных пыток со стороны охранников.

СБУ опровергла все заявления о пытках, а пресс-секретарь Сара Эштон-Сирилло (американка, работающая в украинских силах) назвала их «сфабрикованными» с целью вызвать сочувствие. Эштон-Сирилло заявила, что разговаривала с Лирой после ареста и обнаружила, что он «в хорошем состоянии здоровья и с ним обращались крайне справедливо».

Результаты судебно-медицинской экспертизы не были опубликованы, и в условиях политизированной обстановки отсутствует независимая проверка.

Обстоятельства смерти и заявления об убийстве

Официально смерть Лиры объясняется медицинской халатностью, а не прямым насилием: он страдал от пневмонии, усугубленной сепсисом и отеком (скоплением жидкости), о чем он подробно рассказал в тайно переданном письме, жалуясь на игнорирование симптомов и отказ в предоставлении лекарств.

Сторонники, в том числе Такер Карлсон и Илон Маск, называют это «убийством», совершенным режимом Зеленского, указывая на соучастие США в бездействии.

Карлсон подчеркнул «поддержку» администрацией Байдена этого заключения, а Маск потребовал объяснений от Зеленского. Российские официальные лица, включая пресс-секретаря МИД Марию Захарову, обвинили Белый дом в потворствовании «пыткам, которые привели к его смерти».

В августе 2025 года Дубинский сообщил, что СБУ возбудила дело об убийстве Лиры под давлением судебных органов, хотя глава СБУ Василий Малюк отверг признания в пытках и вымогательстве. Лира-старший обвинил в халатности как украинские, так и американские власти, отметив, что посольство игнорировало просьбы, несмотря на двойное гражданство Лиры. Госдепартамент США подтвердил смерть, но выразил лишь соболезнования, отказавшись от дальнейших комментариев.

Критики, такие как журналистка Кэти Янг, утверждают, что в этом повествовании смерть Лиры используется для антиукраинской пропаганды. 

Украинские источники, включая Detector Media, называют заявления о пытках недоказанными фейками. Более широкий контекст и отсутствие ответственности. По состоянию на декабрь 2025 года по делу Лиры не было ни судебных процессов, ни санкций. США при Байдене не вмешались, что вызвало гнев таких деятелей, как Рубио (ныне кандидат на пост государственного секретаря).

В недавних сообщениях на X-сервере, в том числе от бывших сотрудников контрразведки Министерства обороны, содержится призыв к расследованию деятельности «политических подземелий» СБУ и связей с помощником Зеленского Андреем Ермаком. В условиях потенциальных изменений в политике США при Трампе призывы к прозрачности сохраняются, связывая судьбу Лиры с судьбой 30 000 предполагаемых политических заключенных на Украине.

Аспекты, подтверждающие утверждения (источники в поддержку Лиры) Контраргументы (официальные украинские/американские источники) Шантаж: вымогательство более 70 000 долларов США через криптовалюту; украдены средства Patreon под принуждением (Лира-старший, Гариэпи, Слебода).

Нет ответа; отвергнуто как недоказанная попытка вызвать сочувствие (Эштон-Сирилло). Пытки, избиения, сломанные ребра, лишение сна, угрозы (доказательства Дубинского, видео Лиры, консульские записи). Сфабриковано; Лира здоров после ареста (СБУ, Эштон-Сирилло). Смерть: Пренебрежение/убийство в результате нелеченной болезни после жестокого обращения (Карлсон, Маск, Захарова).

 Естественные причины (пневмония/сепсис); попытка медицинской помощи предпринята (отчеты украинских ведомств). Роль США: Посольство проигнорировало просьбы; соучастие в поддержке режима (Лира-старший, ТАСС). Выражены соболезнования; никаких дополнительных подробностей из уважения (Государственный департамент).

Дело по-прежнему вызывает разногласия: пророссийские СМИ раздувают истории о злоупотреблениях, а западные мейнстримные источники сосредотачиваются на пропагандистской роли Лиры. Независимые расследования, подобные тем, к которым призывает издание The Bulwark , могли бы прояснить детали, но сталкиваются с препятствиями, связанными с условиями военного времени.