Экономист Кульбака — о рисках-2026: «Повысят налоги или включат печатный станок»
Бюджету России очень нужны деньги. Государство будет делать все, чтобы покрыть растущий дефицит. Кормить госказну через налоги, штрафы и сборы придется всем. Но у всех возможных вариантов есть неприятный для россиян побочный эффект — инфляция. Рост цен с нами надолго.
Фото: Сергей Бобылев. ТАСС. Министр финансов РФ Антон Силуанов и председатель Банка России Эльвира Набиуллина не могут справиться с замедлением экономического роста
Екатерина Максимова
Дефицит российского бюджета по итогам текущего года составит 2,6% ВВП. За девять месяцев кассовый разрыв уже превысил 4,3 трлн рублей вместо запланированных 1,2 трлн. Прогнозы на 2026 год, расписанные на бумаге, выглядят чуть оптимистичнее, но так ли это? Почему и у Минфина, и у Центробанка сужается пространство для маневров и к чему пора готовиться россиянам 2026 году, «НИ» объяснил кандидат экономических наук Николай Кульбака.
— В декабре Центробанк, возможно, символически понизит ключевую ставку на 0,5%, до 16%. В 2026 году регулятор прогнозирует снижение «ключа» до 13-15%. Насколько это сейчас выглядит реалистично, если в следующий год «переходят» все ключевые проинфляционные факторы? Какой из них будет самым существенным?
— Самый проинфляционный фактор — это бюджет, который сверстан на тоненького. Там зашито много вопросов и очень много допущений, которые, скорее всего, не будут реализованы. Это означает, что государству понадобятся деньги уже где-нибудь в середине следующего года.
В 2026 году главе Минфина Антону Силуанову вновь придется выступать в Госдуме, чтобы обосновать корректировку бюджета. Фото: Сергей Карпухин. ТАСС
Бюджет-2026: выдержать его параметры вряд ли удастся
— То есть параметры бюджета придется пересматривать? Повторится сценарий текущего года, когда дефицит бюджета планировался на уровне 1,6% ВВП, а по факту он почти утроился?
— Вопрос не в том, придется пересматривать бюджет или нет. Его точно придется корректировать. Проблема в том, как затыкать дыры этого бюджета. А доходы госказны — это прежде всего налоги.
Если вновь придется увеличивать расходы, то придется решать проблему: то ли включать печатный станок, то ли увеличивать налоги. Как государство попытается маневрировать, на что решатся чиновники финансового блока, пока сказать сложно. Думаю, будет всего по чуть-чуть.
Есть еще вариант покрытия дефицита за счет заимствований, но заимствование — это тот же печатный станок.
Если вновь придется увеличивать расходы, то придется решать проблему: то ли включать печатный станок, то ли увеличивать налоги. Фото: Сергей Савостьянов. ТАСС
— Все варианты будут разгонять инфляцию, то есть у Центробанка резко сужается пространство для смягчения денежно-кредитной политики?
— Да, любое повышение налогов обязательно разгоняет инфляцию. Как и любое повышение денежной массы. Все варианты работают на разгон инфляции. Может, не сразу, но рост цен, безусловно, будет.
Проблема еще и в том, что у России сейчас достаточно высокие выплаты по госдолгу. Если затраты на покрытие госдолга продолжат расти, это еще сильнее заведет ситуацию в тупик.
Теоретически так можно дорешаться до дефолта. Смотря как долго такая ситуация будет длиться. Но этого сейчас никто не знает, тут очень много факторов, включая политические.
В любом случае уже утвержденный дефицит бюджета-2026 — это потенциальная инфляция в следующем году.
— Потенциал фискальной политики еще не исчерпан? Налог на прибыль для бизнеса повышали, народный НДС на 2% прибавили, утильсбор заплатит средний класс. Кого еще можно «доить»?
— Всех по чуть-чуть. Утильсбор — для тех, кто покупает автомобили. Технологический сбор — для тех, кто покупает компьютеры и гаджеты. Увеличенные штрафы заплатят те, кто попался. Ну и так далее.
Все ведомства без исключения будут потихонечку вводить где-то штрафы, где-то проценты, где-то комиссию, то есть государство будет делать все, чтобы собрать деньги в бюджет.
Рынок труда-2026.. Фото: newizv.ru
— Глава Минфина обещает нам, что роста НДС россияне фронтально и не заметят. Будет временное повышение цен в пределах 1%, и предприниматели, как и 140 млн россиян, не пострадают.
— Рост НДС на фоне всего остального, может быть, даже не окажет существенного воздействия. Скорее всего, это приведет к скачку цен на 1−2% в течение месяца-двух. Потом цены просто останутся на более высоком уровне. Но это может привести к всплеску инфляционных ожиданий.
— К числу ключевых проинфляционных факторов текущего года ваши коллеги-экономисты относят ситуацию на рынке труда. Это низкая безработица, то есть дефицит кадров; рост номинальных зарплат в некоторых отраслях; зарплаты растут существенно быстрее, чем производительность труда. В 2026 году каким вам видится зарплатный тренд?
— Рост зарплат, скорее всего, будет продолжаться. Уровень безработицы продолжает снижаться, это означает, что дефицит кадров только увеличивается. Вероятность того, что гонка зарплат замедлится, усиливается в свете анонсированной войны государства с самозанятыми, вынуждая их устраиваться наемными рабочими за дешевые деньги.
Этот тренд только заявлен. Чиновники пока ножкой холодную воду чуть-чуть трогают, смотрят, как народ к этому отнесется. И пока не очень рискуют это делать. Но на самом деле готовятся, похоже.
— То есть тема роста зарплат может стать главной темой 2026 года?
— Тут очень сложно, потому что у работодателей тоже есть ограничения в виде прибыли. Они не могут бесконечно повышать зарплату. И сейчас все будет зависеть от того, что будет с экономикой дальше.
Сейчас мы фиксируем спад, и в некоторых отраслях он уже серьезный, потому и видим, что все чаще людей переводят на сокращенные рабочие недели.
В разных отраслях будет по-разному, однонаправленного процесса здесь не может быть. Где-то вершки, а где-то корешки. Где-то будет нехватка людей, а где-то работников начнут выпихивать. С учетом низкой мобильности людей, а она до сих пор крайне низкая, ситуация может приводить к каким-то локальным конфликтам и проблемам.
— Получается, что планы Центробанка довести инфляцию до 4% и снизить ключевую ставку до 13% пока выглядит не очень убедительно?
— В общем, не очень убедительно. Выйти на уровень инфляции в 4% собираются к 2027 году. Но 2027-й — это так далеко, это или ишак, или падишах. К тому времени пересмотрится все, и ситуация будет совершенно другая. Поэтому для начала посмотрим на события и результаты следующего года.
Комментарии