Как взрослые учат детей страдать
К боли следует подходить без лишних эмоций. Нет никакой необходимости поднимать из-за нее переполох. Если ребенок ушибся или порезался, его, конечно, нужно успокоить и обработать травму. Но преувеличивать опасность нет надобности. Дети очень восприимчивы к эмоциям окружающих и немедленно начинают реагировать так же, как и взрослые.
Мы с Гейл убедились в том, насколько велико влияние общества, на примере собственных детей. Наша старшая дочь Розмари в первые годы жизни легко переносила боль. Неизбежные детские ушибы и царапины она воспринимала всего лишь как досадную помеху игре. Ей было гораздо интереснее исследовать и действовать, чем заботиться о том, где у нее болит. Она поднималась на ножки и шла дальше, а нам с Гейл оставалось только прикусить язык и сдержать возгласы жалости. Нас успокаивало то, что малышка, очевидно, совсем не страдала от боли. Вскоре мы научились правильно реагировать на ушибы, царапины и прочие мелкие житейские неприятности и вообще перестали придавать им значение. Но когда Розмари исполнилось два года, ситуация резко изменилась. Стоило девочке пару раз столкнуться с бурной реакцией заботливых взрослых на самые незначительные ушибы, как она сама стала вести себя в полном соответствии со стереотипом: те же мелкие травмы вызывали у нее теперь целые потоки слез и, как ни странно, неподдельное страдание.
Интересно отметить, что чем серьезнее была травма, тем спокойнее реагировала на нее Розмари, а незначительные ушибы служили ей как бы отдушиной для выхода эмоционального напряжения. У нас ушло несколько лет на то, чтобы снова научить ее разумному отношению к боли.
Некоторое время назад у Розмари на ноге выросла папиллома, очень досаждавшая ей. Девочке не раз доводилось наблюдать мою работу в операционной, и однажды она заявила, что сама вырежет себе папиллому. «А ты не боишься, что тебе будет больно?» — «Нет, папа, я сделаюсь как тряпочная кукла». Мы уже научили ее расслабляться, и она прекрасно владела этим искусством. Розмари твердо знала, что если «сделаться тряпочной», т. е. глубоко расслабить все мышцы, никакой боли не ощущаешь. Глубоко расслабившись, она дотянулась до папилломы хирургическими ножницами и начисто вырезала ее. Самая трудная задача была у нас с Гейл: мы изо всех сил сдерживали свои чувства. Девочка повела себя совершенно естественно: именно так и нужно поступать со всем, что тебя раздражает. Собственно, удивляться было нечему — мы просто увидели, как наша дочь применила на практике то, чему ее научили.
Ян Гоулер. "Вы можете победить рак"
Комментарии
Что значит "можно"? Абсолютно все только этим и занимаются!
Существует правда разный болевой порог (что касается физиологии) - но надо уметь терпеть.