Вопрос дня о будущем Байкала: как из священного моря сделать городской пруд?
Очередной раунд борьбы за будущее Байкала разворачивается в Госдуме. 4 декабря комитет по экологии рекомендовал принять во втором чтении законопроект о сплошных рубках лесов вокруг озера, его вынесут на заседание нижней палаты 9 декабря. Защитники «священного моря» выступают против.
Фото: Владимир Рябчиков. ТАСС. Озеро Байкал у Севербайкальска
Виктор Левин
День сурка для депутатов Госдумы
В арсенале сценаристов есть такой прием, как временная петля. Это сюжет, в котором персонажи фильма несколько раз проживают один и тот же отрезок времени, всякий раз возвращаясь со своими проблемами к его началу. Самый известный пример — кино 1993 года «День сурка» с великолепным Биллом Мюрреем в роли журналиста, мечтающего дожить до 3 февраля, но кризис среднего возраста не позволяет перешагнуть в новую дату, покуда герой не избавится от мешающих жить привычек и настроений.
В нашей реальности временная петля мучает 450 депутатов Государственной думы, когда речь заходит о законопроекте, разрешающем сплошные рубки в центральной экологической зоне озера Байкал. В 2026 году будет уже десять лет, как эта тема витает в залах Охотного Ряда.
Иркутский депутат-единоросс Сергей Тен уже десять лет выступает за право рубить лес вокруг Байкала. Фото: Официальный сайт Сергея Тена
В 2016 году иркутский депутат-единоросс Сергей Тен, чья семейная фирма АО «Труд» строит дороги в Сибири, предложил изменить правила государственной экологической экспертизы на охраняемой Байкальской природной территории. По мысли автодорожного лоббиста, согласование строек могло бы проводить правительство Иркутской области, а не структуры федерального центра.
Однако думцы не поддержали новацию молодого коллеги, решив, что негоже отдавать судьбу мирового достояния в руки региональных хозяйственников. Но Сергей Юрьевич не отчаивался и начал долгую осаду столичной крепости.
По его словам, штурм «байкальской правовой аномалии» ведется с 2018 года. Основным результатом является изменение законодательных актов и нормативно-правовой базы.
Таковым результатом можно считать тот, что 2 марта 2023 года Госдумой были одобрены «Изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части регулирования осуществления рекреационной деятельности на особо охраняемых природных территориях).
«Байкал невозможно сохранить из Москвы — из столицы нашего государства могут поступать указания по охране озера, но выполняться эти указания будут нами, людьми, которые живут на берегу Байкала. Поэтому для жителей нужны школы, дороги, больницы — вся необходимая инфраструктура для полноценной и комфортной жизни», — подчеркнул Сергей Тен в марте 2023 года.
Казалось, что для застройщиков Байкала настала полная виктория. Однако…
Защитники Байкала не прониклись инфраструктурными перспективами и немедленно сочинили петицию, которую подписали более 100 тысяч человек.
«Госдума приняла законопроект, прямо разрешающий сплошные рубки в рамках строительных проектов в центральной экологической зоне озера Байкал. Авторы документа из парламента и Совфеда предлагают разрешить возводить там дороги, очистные сооружения, коммунальные объекты, кафе, рестораны и туалеты. Волюнтаристский законопроект никто не обсуждал — ни научное сообщество, ни эксперты, ни профильные министерства», — сказано в петиции.
Против выступили независимые экологические организации, Общественная палата РФ, академики РАН и даже спикер ГД Вячеслав Володин и депутат-хоккеист Вячеслав Фетисов. Поэтому уже проголосованный проект отложили на неопределенный срок. Тут бы желающим рубить заповедный лес и строить отели на берегах уникального озера и успокоиться. Но в нашем сюжете работает, как известно, петля времени.
Прошло 2,5 года — и парламентарии вновь возвращаются к вопросу сплошных рубок.
Экологи: не дадим превратить море в пруд!
Депутат Госдумы Николай Буруев: «У нас опять пытаются украсть Байкал». Фото: Newbur.ru
Комитет Госдумы по экологии 4 декабря 2025 года рекомендовал принять во втором чтении законопроект о сплошных рубках на озере Байкал, его вынесут на заседание 9 декабря.
От поддержки воздержались бурятский единоросс Николай Будуев и его однопартиец, хоккеист Вячеслав Фетисов.
Фетисов призвал не спешить с принятием законопроекта и отметил нарушение регламента — текст документа членам комитета прислали поздно вечером накануне заседания, а не за двое суток.
«Очень жаль, что мнение не услышали, хотя оно было поддержано и буддистами, и шаманскими организациями, местными жителями, наукой. Я боюсь, как бы эти изменения, а речь идет прежде всего о переводе особо ценных земель, не ухудшили ситуации. Мы просто боимся, что местные жители не смогут подойти к берегам озера, на котором мы выросли, и отдыхать — там будут заборы стоять глухие», — сказал Будуев.
Текст законопроекта ко второму чтению перед заседанием обнародовала экоактивистка Любовь Аликина. Из него не исключили норму о допустимости сплошных рубок для «лесовосстановления» на месте погибших деревьев. Также планируется разрешить менять назначение земли у Байкала — с защитных лесов на земли для строительства, например дорог, коммунальных сооружений и кладбищ.
Между тем сторонники перемен в законах почему-то не слышат главного аргумента экологов. В интервью «Новым Известиям» председатель НЭС ВООП, член-корреспондент РАН Виктор Данилов-Данильян заметил, что никакого компромисса с природоохранными мерами быть не может:
— Читатель должен представлять себе, что получится, если процесс пойдет в теновском направлении. Байкал, его центральная экологическая зона превратится в «благоустроенный лесопарк» с велосипедными дорожками, теннисными кортами, казино и все такое прочее, и озеро Байкал превратится в очень большое подобие Кузьминских или Останкинских прудов.
Вырубка умершего леса с последующим восстановлением по Рослесхозу — это, как считает ученый, антропогенное убийство лесной экосистемы.
В дикой природе вся погибшая древесина должна оставаться в лесу и перегнивать. Если у вас лес сгорел — что поделаешь, очень жаль. Но ничего делать не надо. Это начальная фаза процесса сукцессии, восстановления экосистемы. Если у вас приходят сначала ребята с тракторами и бензопилами, а за ними так называемые лесопосадчики, это будет уничтожение этой экосистемы…
Данилов-Данильян заверяет, что и в случае голосования за поправки 9 декабря защитники Байкала не остановятся и будут использовать все средства, вплоть до прямого обращения к президенту для блокировки губительных новаций.
Байкальские леса окружают горнолыжный курорт Олега Дерипаски «Гора Соколиная». Фото: УУ-тур.ру
Кто еще лоббирует вырубку лесов у Байкала
Печальные перспективы, увы, весьма вероятны, учитывая могущественную поддержку депутатов, голосующих за изменение экологических норм. Так, СМИ постоянно называют имя промышленника Олега Дерипаски, чей холдинг En+Group, владеющий Иркутской ГЭС, стоящей на Ангаре, и металлургическими предприятиями, не прочь был бы построить завод по розливу байкальской воды на территории бывшего Байкальского ЦБК, закрытого по экологическим причинам в 2013 году.
Байкальские леса окружают и горнолыжный курорт Дерипаски «Гора Соколиная». Если закон примут, то у курорта появится возможность расти и дальше, подводить к нему новые дороги и пр. С точки зрения туристов и лыжников, это хорошо. Но значительно увеличивает антропогенную нагрузку на земли вокруг Байкала, считают экологи.
По мнению координатора проекта «Земля касается каждого» Михаила Крейндлина, опасностью будет и признание земель вокруг частной собственностью, что предполагает новый законопроект.
Земельным кодексом запрещена передача в частную собственность земель в границах природного наследия, однако с оговоркой «если иное не предусмотрено федеральным законом» — например, частная собственность в рамках населенных пунктов. По словам Крейндлина, рядом с Байкалом много деревень, у которых границы весьма условны либо залезают на земли лесного фонда. Это значит, что частные владения будут расползаться куда угодно. А интересантов, которые захотят иметь личные фазенды и особняки с видом на священное море, найдется немало по всей России.
Впрочем, оплакивать Байкал пока рано. Временная петля подразумевает, что вслед за принятием сомнительных поправок наступит фаза их непринятия общественностью и сознательными государевыми людьми. Запасаемся попкорном и смотрим, что будет дальше.
Комментарии