Совсем берега потеряли? США пригрозили уничтожить руководство Колумбии. Вашингтон в поисках маленькой победоносной войны?


Останется безнаказанным

Очень немногие мировые лидеры осмеливаются в такой резкой форме критиковать действующего президента США как президент Колумбии Густаво Петро.

С тех пор как Трамп во второй раз обосновался в Белом доме, большинство его коллег из других стран предпочитают быть предельно любезными в общении с американским президентом и избегают открыто оспаривать его инициативы. Однако Густаво Петро не из их числа: то он откажется принимать американские самолеты с депортированными из США мигрантами, то у здания ООН в Нью-Йорке призовет американских солдат не подчиняться преступным приказам Трампа и осудит поддержку Израиля в вопросе Газы, то обвинит его администрацию в «убийстве» простых колумбийцев после очередной серии ударов по лодкам, якобы замешанным в транспортировке наркотиков. В знак протеста Колумбия прекратила обмен разведданными с США до тех пор, пока внесудебные казни на море не будут остановлены.

Судя по всему, Трампа возмущения президента Колумбии вывели из себя. Он поспешил обозвать Педро «наркобароном», после чего отозвал его визу на въезд в США и подверг страшным санкциям, обычно зарезервированным американскими властями для крупных преступников. А в одном из недавних заявлений глава Белого дома допустил вариант силового давления на Боготу.

«Я слышал, что Колумбия производит кокаин. У них есть заводы по производству кокаина, понятно? А потом они продают нам свой кокаин. Мы это очень ценим. Но да, любой, кто этим занимается и продаёт его в нашей стране, станет целью для атаки. Мы уничтожим этих сукиных детей», — бескомпромиссно высказался Трамп перед журналистами.

Тем не менее, по мнению директора Центра политического анализа Павла Данилина, военная операции против Колумбии, как и против любой другой латиноамериканской страны, маловероятна.

«Трамп — человек несколько несдержанный, — подчеркивает эксперт. — Когда он пришёл к власти, то вообще собирался Канаду захватывать с Гренландией. Из реальных действий был только удар по Ирану, который надо рассматривать как составную часть операции США по поддержке Израиля. Если вдруг что-то из того, чем Трамп угрожает своим южным соседям, будет реализовано, это подорвет влияние Штатов в регионе и поставит крест на любых перспективах. Уверен, что американский президент осознает последствия и поэтому вряд ли решится на агрессию. Поэтому его заявления — это просто грозная риторика, типичная стратегия агрессивного бизнес-дельца».

Борьба, не лишенная театральности

Педро победил на президентских выборах 2022 года с обещаниями провести в Колумбии масштабную социально-экономическую трансформацию. Добившись прогресса в отдельных направлениях (аграрная реформа и инициативы по защите окружающей среды), он так и не сумел навести порядок в стране, страдающей много десятилетий от внутренней нестабильности и кровопролития. За период с августа 2022 по июнь 2025 года его рейтинг обвалился с 48 до 27 %. Некоторые критики распространяют слухи о пристрастии Педро к наркотикам.

В этих обстоятельствах осуждение гегемонистских замашек Вашингтона — не только защита справедливости и проявление солидарности с другими уязвимыми перед американским диктатом странами Латинской Америки, но и верный способ вернуть себе поддержку колумбийского общества.

Хотя противостояние с Вашингтоном принесло Педро симпатии соотечественников и сделало заметной фигурой на мировой арене, многих в Колумбии его смелость обеспокоила — страна сильно зависит от США в вопросах торговли и борьбы с местными наркокартелями.