Блокировка платежей: Набиуллина попросила банкиров немного разогнуть палку
На фото: председатель Центрального банка РФ Эльвира Набиуллина (Фото: Сергей Карпухин/ТАСС)
Евгений Берсенев
В процессе борьбы с мошенниками финучреждения переусердствовали и порой блокировали счета добросовестных пользователей, заявила глава Банка России Эльвира Набиуллина.
«То есть, борясь с мошенничеством, мы где-то перегнули палку, что называется. Клиентам не всегда объясняли, почему заблокировали средства, мы эту ситуацию с вами разруливали, но первые признаки улучшения появились и надеюсь, что проблема будет решена», — пояснила она.
После этого ЦБ стал требовать от банков предоставлять полную информацию о причинах блокировок карт и счетов, а также стремиться, чтобы «чтобы у абсолютно добросовестных людей средства не блокировались».
Ранее глава ЦБ поясняла, что заблокировать средства могут по трем причинам: в случае подозрения на вывод средств мошенниками, «отмывании» финансовых средств, а также нарушениях налогового законодательства.
С начала текущего года в Росфинмониторинг поступило 840 обращений от физических и юридических лиц по поводу блокировок счетов и банковских карт.
К сожалению, человек, не причастный к мошеннических схемам, может довольно легко пострадать от перестраховки банкиров, поскольку с нынешними рисками наша банковская система еще не сталкивалась, поясняет член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев.
— Например, когда человек сам себе что-то переводит — случаются такие ситуации. Мне некоторое время назад требовалось оплатить медицинские услуги и тогда производился перевод со счета моей мамы на мою карту. Хотя это финансовая операция между двумя близкими родственниками, не между своими счетами перевод был — все равно имелись опасения, что средства могут заблокировать.
Сейчас подобные вещи банки очень внимательно отслеживают и могут предпринять меры в случае каких-то вызывающих подозрение действий. У меня тогда все обошлось, но были случаи, когда переводы денег между мужем и женой вызывали беспокойство у банков.
Не исключены также блокировки при продаже акций. Дело в том, что средства для этого находятся на брокерском счете, вывести их можно только на следующий день после осуществления операции, либо в тот же день, но уже с комиссией. Однако при выводе денег с брокерского счета на обычный случались блокировки.
Хотя это не какие-то странные порой операции с криптовалютой, а наша Московская биржа задействована была. Однако здесь тоже банки могут перегнуть палку.
«СП»: Получается, наша финансовая система дала сбой при массовых мошенничествах.
— Да, можно сказать, к такому явлению она оказалась не совсем готовой. Конечно, мошенники были всегда, но после начала СВО мы наблюдаем явный наплыв, вал таких случаев. Звонки, разного рода манипуляции, от которых страдают наши сограждане — именно оттуда, с Украины. Это организованное явление.
Так что, эту проблему невозможно решить, не ликвидировав источник. Или покончить с украинской государственностью, либо установив с украинской стороной прочный мир с контролем над ситуацией и созданием механизма недопущения мошенничества.
«СП»: Экономическими мерами это не решить?
— Не думаю, что это возможно. ЦБ некоторое время назад пытался попросту блокировать, когда обнаруживал подозрительные действия, но, как видим, это ударило по рядовым клиентам, совершающим обычные операции.
«СП»: Кто в случае таких повальных блокировок несет ответственность? Высшее руководство, среднее звено, рядовые служащие?
— Знаете, когда возникает сложная ситуация, в которой непонятно, как действовать, сверху могут просто отдать распоряжение: давайте, все пока прикроем и покончим с этой проблемой. Конечно, надо искать выход, как-то балансировать, раз уж такая геополитическая ситуация.
«СП»: За рубежом что-то подобное наблюдалось?
— Нет, там подобной волны мошенничества не было. Такой объем манипуляций, как у нас, появившийся с началом украинского конфликта, можно назвать беспрецедентным. Лидером по числу разного рода мошеннических дел, связанных с финансовыми операциями, является Италия, но все это происходит в рамках обычного криминала. И соответствующие меры противодействия принимаются.
А у нас это уже мощный поток махинаций — можно сказать, целое явление. Отсюда и перегибы.
Гендиректор Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев отмечает, что в целом ЦБ достаточно уверенно контролирует банки — если какие-то нормативы, предписания или неформальные указания нарушаются, а при проверках это обнаруживается — могут последовать санкции.
— Возможно, какие-то банки действительно далеко зашли в плане противодействия мошенникам. Как говорится, лес рубят — щепки летят. Так и в случае с блокировками денег непричастных к темным делам вкладчиков.
«СП»: Может, какие-то банки действительно переусердствовали не просто так, а просто хотели потянуть время? Некоторые считают, что финучреждениям выгодно подольше держать деньги клиентов, чтобы средства продолжали работать, что называется.
— Вряд ли. Все-таки платежи сейчас идут достаточно быстро, конфликтные вопросы тоже решаются не так уж долго, чтобы принести какую-то серьезную маржу для банка за это время. Спорные моменты обычно решаются личным присутствием плательщика или через переговоры — это недолгий процесс. К тому же заблокированные средства вряд ли были настолько крупными, чтобы принести значительный доход.
Если же говорить о более значительных суммах, то у каждого крупного клиента банка есть свои персональные менеджеры в этих заведениях, которые знают их в лицо, имеют необходимые телефоны. Поэтому у них есть возможность быстро решить возникающие вопросы.
«СП»: Не могу не задать вопрос о готовности нашей финансовой системы к такому повальному мошенничеству.
— Думаю, здесь вопрос лежит в другой плоскости. Если есть спрос — будет и предложение. Если есть люди, позволяющие себя обманывать — будут и те, кто займется этим. Это актуально еще со времен МММ и прочих финансовых пирамид.
Комментарии