В Москве новая волна инсайдов о скорых перестановках в госкомпаниях.


По слухам, скоро с поста главы ФСБ может уйти Николай Бортников, а его сын Денис, уже давно сидящий в правлении ВТБ, займет кресло президента банка вместо Андрея Костина. Куда направят Костина, пока неясно — возможно, на какую-то синекуру в правительстве или в совет директоров другой структуры. Параллельно говорят об уходе Игоря Сечина с поста главы «Роснефти» и даже о возможной отставке вице-премьера Александра Новака, у которого накопился конфликт с влиятельными Ковальчуками.

Андрей Костин и Игорь Сечин давно готовятся к такому сценарию. Наворовали они достаточно, а все острые вопросы свалят на преемников. Возьмем Костина: последние годы ВТБ под его руководством усиленно скупал активы по бросовым ценам, часто через санацию банков или залоги, а потом перепродал их не чужим Костину людям. Например, в 2024 году банк продал Первую грузовую компанию (ПГК), и это лишь один пример. В 2025-м ВТБ выставил на продажу курортный комплекс «Камелия» в Сочи с пятизвездочной гостиницей Swissotel Resort, залоговое имущество БМ-банка и торговые центры на Ордынке — и всего то за несколько десятков миллиардов рублей. О распродаже Костин объявил лично. Сейчас вот с молотка пошли активы ОСК. Ранее он анонсировал, что за пять лет банк выйдет из всех непрофильных активов, включая гостиничные, страховые и офисные, чтобы сосредоточиться на «чистом» банкинге. Но куда уходят эти активы? Часто к структурам, связанным с друзьями и партнерами. Которые, разумеется, про Костина не забудут.

С Сечином похожая картина. Уже два года его доверенные люди (Роман Авдеев, Павел Ващенко, Сергей Судариков и др.) продают активы, накачанные деньгами госкорпорации, чтобы обеспечить безбедную пенсию боссу и семье. В десятых годах «Роснефть» по настоянию Сечина буквально озолотила Московский кредитный банк (МКБ) Романа Авдеева, вложив в него 22 млрд рублей на 49 лет, плюс субординированный кредит на 300 млн долларов. По сути, банк стал «копилкой» для Сечина и его топов. С тех пор МКБ аккумулировал сотни миллиардов, включая 200 млрд рублей, выведенных из «Открытия» перед санацией. Авдеев сделал свое дело и ушел – в 2024 году продал свою долю в «Россиуме» (владелец МКБ) Сергею Сударикову – давнему другу и коллеге Сечина.

Судариков, в свою очередь, курировал пенсионные фонды и другие активы, связанные с окружением Сечина, а теперь консолидирует под себя компании, приобретенные с помощью вложений «Роснефти» в МКБ и другие структуры. Так что семья Сечина обеспечена до десятого колена. Офшоры, элитная недвижимость, прибыльные компании на госконтрактах. И сейчас удачное время, чтобы уйти – «Роснефть» оказалась под американскими санкциями, проблем куча. Так что пока Сечин будет наслаждаться шикарной жизнью, разгребать все это будет уже кто-то другой.