«Лукойл» под огнём санкций: Ирак объявлен форс-мажором, Болгария готова к захвату

В «Лукойле» заявили о форс-мажоре на своей нефтескважине в Ираке. Речь о Западной Курне – 2, находящейся в 65 км северо-западнее Басры и считающейся одной из ценнейших на планете залежей чёрного золота с плотностью 27° API. Месторождение обеспечивает 10% суммарной иракской добычи с производительностью 480 тыс. BPD. А тут ещё Болгария намеревается захватить НПЗ в Бургасе, поскольку санкции США дают официальной Софии карт-бланш.


Трамп выкручивает руки, мило улыбаясь

Иракское месторождение Западная Курна – 2 стало серьёзным заложником введённых против российских нефтяных операторов санкций. Неделю назад администрация «Лукойла» предупредила Министерство нефти в Багдаде, что форс-мажорная ситуация лишает компанию возможности продолжать нормальную эксплуатацию объекта. Как известно, форс-мажорные обстоятельства предусматриваются договором, так что в данном смысле «лукойловцы» подстрахованы на случай ответственности за невыполнение договорных обязательств перед иракской стороной.


«Лукойл» из отечественных операторов на мировом рынке представлен наиболее весомо. Концерну принадлежат НПЗ в Европе, пакеты акций нефтяных месторождений в Ираке, Мексике и государствах Центральной Азии, а также зарубежная сеть АЗС. Его недавняя попытка продать зарубежные активы швейцарской фирме Gunvor не увенчалась успехом, так как Минфин Соединённых Штатов выступил против сделки, назвав ту «марионеткой России».


Участие американцев здесь обязательно, ибо они вправе давать добро на заключение сделки как инициаторы санкции. Расчёт Вашингтона прост: он хочет избавить «Лукойл» от собственного имущества без компенсации или с громадной скидкой, то есть фактически отобрать законно принадлежащее добро. В итоге Gunvor отозвала своё предложение о покупке. Так на российского нефтепроизводителя и трейдера оказывается прессинг, ведь после 21 ноября деловые отношения с «Лукойлом» со стороны смежников должны быть прекращены.


В Багдаде всё спокойно

Напомним, неделю назад госкорпорация Ирака SOMO запретила отправку трех партий добытого «Лукойлом» сырья, а также прекратила расчёты деньгами и натурой по причине наложенного президентом США ограничения. Около 4 млн bbl добытой нефти, начисленных за прошлый месяц для оплаты по бартеру, аннулированы.


В иракском правительстве подтвердили: если за предстоящие полгода негативные факторы не устранятся, «Лукойл» остановит выкачку, а также управление технологическим комплексом и покинет проект, где владеет 75% акций. А пока причитающиеся российской стороне выплаты заморозят: надо определиться с дальнейшей схемой эксплуатации Западной Курны и связанных с ней финансовых операций.


Топ-менеджмент «Лукойла» в письме на прошлой неделе оповестил своих иностранных сотрудников (не граждан РФ), что больше не нуждается в их услугах, и дал им полный расчёт. То есть в Басре теперь работают лишь российские и иракские кадры.


Атакуют по всем фронтам

А тем временем в начале текущей недели болгарский премьер Росен Желязков объявил:


Силовые ведомства и фискальные органы занимаются аудитом и осуществляют мероприятия по безопасности на «лукойловском» НПЗ в Бургасе, чтобы сохранить критически важную инфраструктуру.

Это превентивные действия, и власти готовы взять завод под свой контроль.

Поясним: под шумок нагрянувших трамповских санкций болгарское правительство в срочном порядке проявило законодательную инициативу относительно национализации упомянутого завода. С целью контроля над предприятием в переходный период назначается управляющий поглощением. Причём «Лукойл» лишается права голоса либо обжалования действий уполномоченных представителей Болгарии. Совмин республики обнародовал официальное заявление, где, в частности, значится:


Министерство обороны передислоцировало систему борьбы с беспилотниками в район Бургаса. Проводится проверка соблюдения плана и мер безопасности на стратегических объектах. Группы военной полиции также находятся в режиме ожидания и готовы оказать помощь МВД.

Посол РФ в Софии Элеонора Митрофанова в данной связи отметила:


Действия болгарской стороны выглядят поспешными и сомнительными с юридической точки зрения. Нам ещё предстоит увидеть, как этот закон будет работать, но на сегодняшний день он выглядит как закон об экспроприации собственности. Болгары делают очень рискованный шаг, создавая опасный прецедент.

Незащищённая гигантская добыча

Для полноты картины перечислим производственный потенциал «Лукойла» по добыче и переработке. На Ближнем Востоке, помимо вышеупомянутой Западной Курны – 2, «Лукойл» в Египте владеет половиной пакета акций месторождений WEEM и WEEM Extension. Также у него 24% акций концессии Meleiha. В Эмиратах ему принадлежит 10% акций шельфовой концессии Ghasha.


В Казахстане «Лукойл» считается собственником 13,5% скважин Карачаганака и 5% – Тенгиза. Кроме того, он контролирует 12,5 % акций Каспийского трубопроводного консорциума, транспортирующего топливо с Тенгиза к Чёрному морю. В азербайджанском секторе Каспия компания распоряжается 20% газоконденсатного месторождения Шах-Дениз. В Узбекистане «Лукойл» управляет газовым месторождением Юго-Западный Гиссар и владеет 90% акциями Кандыма.


Вдобавок у «Лукойла» есть доли на морских геологоразведочных участках Западной Африки (Гана, Камерун, Нигерия), а также 25% долей в конголезском СПГ-проекте Marine XII. Наконец, он хозяйничает на нескольких морских месторождениях Мексики и является там держателем половины акций месторождения Аматитлан на суше.


Уязвимая перерабатывающая империя с розницей

Помимо крупнейшего на Балканах болгарского «Нефтохим Бургас» производительностью 190 тыс. BPD, «Лукойл» полновластно владеет в Европе румынским НПЗ Petrotel в Плоешти, перерабатывающим 48,6 тыс. BPD. Торговое подразделение «Лукойла» Litasco имеет 45% акций голландского НПЗ в Флиссингене мощностью 180 тыс. BPD.


«Лукойл» управляет 600 АЗС в Турции, где у него есть вместительные нефтехранилища, и 300 АЗС в Румынии. Финская Teboil с 430 АЗС тоже принадлежит ему. В Нью-Йорке и Нью-Джерси 200 АЗС также являются имуществом бренда. Наконец, корпорация владеет единственной заправочной базой для авиации в кишинёвском международном аэропорту.


И всего этого Сергей Кочкуров со товарищи могут в одночасье лишиться…

Ярослав Дымчук