7 ноября. Попытка создания человека совершенного

Снимок экрана 2025-11-06 в 21.43.01.png


Вторая половина XIX века характеризовалась бурным развитием науки и техники, что было связано со второй промышленной революцией. Технологический подъём охватил Западную Европу, США и Японию, возникли новые индустрии — электроэнергетика, химическая, нефтяная и нефтехимическая промышленность, автомобилестроение.

     На этом фоне новое дыхание получила идея антропоцентризма - мировоззренческой ориентации, при которой человек рассматривается как центр мироздания, как начало бытия и знания. Эта идея была тесно связана с изменениями в философии, науке и культуре того периода, сопровождалась надеждами на материализм и разочарованием в традиционных религиях, не способных не только вести за собой, но даже поспевать за техническим прогрессом.

     По сло­вам Л. Фей­ер­ба­ха, ре­ли­гия стала вам­пи­ром че­ло­ве­че­ст­ва, по­жи­раю­щим его плоть и кровь: че­ло­век дол­жен уст­ра­нить Бо­га, что­бы об­рес­ти под­лин­ное ве­ли­чие, ко­то­рое он не­пра­во­мер­но пе­ре­дал Бо­гу, тем са­мым ис­то­щив и опус­то­шив са­мо­го се­бя.

  Для атеи­стического гу­ма­низ­ма Фей­ер­ба­ха выс­шее в фи­ло­со­фии - это че­ло­век, сущ­ность ко­то­ро­го он ус­мат­рива­ет, прав­да, не в отдельном ин­ди­ви­дуу­ме, а в кол­лек­тив­ном, ро­до­вом су­ще­ст­ве, а по­то­му обос­но­вы­ва­ет аль­труи­стическую мо­раль.

      В рамках процесса секуляризации, вполне естественной и долгожданной, проявилась идея гуманистического образа  нового человека, предложенная Карлом Марксом. Продолжая идеи Просвещения в отношении человека как разумного существа, Маркс заявил о неизбежности появления  нового человека, избавленного от традиционных пороков: универсального, свободного, способного творить.

     Маркс не просто заявил о неизбежности появления беспорочного человека коммунистического будущего, но и указал необходимое и достаточное условие его появления, а именно - упразднение частной собственности.

     Это чисто административное и насквозь материальное действие, по мнению Маркса,  открывало путь к возвращению человеку его альтруистической сущности, к избавлению от пороков и страстей, к  исчезновению невежества, гедонизма и социопатии.  

    Последователь и ученик Маркса, В. И. Ленин искренне считал, что общественная собственность на средства производства создаст необходимые условия для формирования «нового человека» в будущем «царстве разума».

    Этот человек, по мнению Ленина, в отличие от «старого», будет ценить общее благо выше личного, для него долг, честь и совесть станут искренне проявленными свойствами натуры, ему будут чужды корысть, стяжательство, алчность, трусость и подлость. Таким образом, по представлениям Ленина, ликвидировав частную собственность, человек освободится  от всего порочного, низкого, нечистого, отягчающего, его личность станет добродетельна сама по себе, как позитивное, созидающее, волевое начало, пребывающее ныне под спудом капиталистических отношений.

     Такое преображение, по мнению классиков марксизма, начнется немедленно, как только будет ликвидирован капитализм.  Сама природа человека начнёт неотвратимо, а главное - необратимо меняться.

      Христианский идеал, апеллируя к интересам самого человека, призывал его стать нравственно совершенным, чтобы только после смерти обитать в “царстве божьем”, где просто не могут находиться злые, жестокие, жадные, похотливые.

Марксизм предлагал всё то же самое, но на земле и не после смерти, а прижизненно. Конечно, в таких условиях любая традиционная религия не имела никакой возможности конкурировать с марксизмом.

   Дореволюционные и ранние советские художественные произведения наполнены описанием  человека «светлого будущего», начиная четвертым сном Веры Павловны Чернышевского и заканчивая Маяковским в стихотворении «Выволакивайте будущее», где поэт утверждает, что «будущее не придёт само, если не принять мер». 

     И рядовые марксисты, и вожди революции были уверены - стоит свергнуть власть капиталистов и немного потерпеть, как миру явится принципиально новый, физически, интеллектуально, культурно развитый человек, стряхнувший с себя всё бремя старого, «порочного» мира, изменивший себя, преодолевший собственную природу, очистившийся   от  пороков, губительных и преступных страстей, покончивший с мелкими, пошлыми желаниями, пробудивший свои творческие, созидательные силы.

   Отсутствие частного капитала, по мнению революционеров, обязано было запустить внутренние процессы освобождения человека от всего низкого, нечистого, отягощающего, после чего его  преображенная натура больше не будет нуждаться в ограничительных рамках устаревшей морали.

   Извлеченный из под пресса частной эксплуатации, человек, как считали марксисты, легко сможет  контролировать свои инстинкты. Он овладеет внутренними, скрытыми в нем силами и направит их на процветание всего человечества.

     Все угнетающие его заботы о хлебе насущном останутся в былом, а в настоящем и будущем - только творческий труд, радость жизни, гордость за свою мощь, меняющую мир. Все его слабости будут искоренены, а недостатки - восполнены в процессе самосовершенствования.    

     Человек коммунистического будущего, освобожденный от оков капиталистических отношений, преодолеет свою биологическую ограниченность, творя себя так, как ему нужно. Сам себе демиург, он  не будет нуждаться в Боге, тем более в Божьих заповедях, а христианство и любую иную религию отвергнет с гордостью и презрением… 

Надо только потерпеть…

        «Вы должны пережить 15, 20, 50 лет гражданской войны и международных битв, не только для того чтобы изменить существующие отношения, но чтобы и самим измениться и стать способными к политическому господству». (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. VIII, стр. 506.)

     Лишь в длительной борьбе, в упорной практической деятельности по созданию нового, коммунистического общества, перевоспитываются и сами рабочие, которые не могут сразу, по велению декрета или лозунга освободиться от своих собственных мелкобуржуазных предрассудков. (См. В. И. Ленин, Соч., т. XXV, изд. 3, стр. 247.)

  Данную теорию марксисты проверяли на практике семьдесят лет. Именно на такой срок хватило революционного терпения. Вердикт оказался неутешительным: отмена частной собственности  не привела к исправлению природы человека, социалистическое общество невероятно быстро (по историческим меркам) расслоилось на плебс и патрициев; чем выше оказывался человек в социальной иерархии, тем больше пороков он концентрировал в себе, начисто опровергая теорию, которой служил.

  Жаль. Мне, да и всем наверняка хотелось бы жить в обществе, лишенном пороков.

      Революционеры прошлого оставили нам не только свои теоретические изыскания, но и измеряемые результаты своей практики. Они старались искренне и страстно. Беспорочный человек будущего не получился. За попытку - спасибо!