Евгений Александрович Никонов
Евгений Александрович Никонов родился в 1920 году в селе Васильевка Ставропольского р-на Самарской обл. в семье крестьянина.
Родителей Евгений не помнил. Они умерли, когда ему было полтора года. Вместе с братом и сестрой воспитывался у тетки. Потом семья переехала в Горький. Там Евгений окончил ФЗУ, работал токарем на Горьковском автомобильном заводе, вступил в комсомол. Однажды он узнал о том, что объявлен комсомольский набор во флот. Евгений сразу же принёс в райвоенкомат заявление: "Имея желание служить в Военно-морском флоте и защищать свободу, завоеванную в революции и гражданской войне нашими отцами и старшими братьями, я прошу направить меня в ряды Военно-морского флота СССР". Просьба его была удовлетворена. Их, парней с Волги, только что одевших краснофлотские бескозырки, в учебном отряде было человек двенадцать. они осваивали азы флотской службы, делились радостями и неудачами. Евгений с упорством изучал военное дело. Как-то завязался спор о чести солдата, о верности воинскому долгу. Руководителю группы захотелось узнать мнение матросов о том, как бы каждый из них поступил, окажись он в самой трудной боевой обстановке.
Никонов поднял руку: "Мне кажется, что никто из нас никогда не дрогнет перед врагом, - сказал он твердо. - Что касается меня, то не пожалею своей жизни и крови для Родины".
Он говорил от чистого сердца. После учебного отряда Никонова направили торпедным электриком на лидер эскадренных миноносцев "Минск". В учебных походах зрело мастерство. Вручая минно-торпедной боевой части переходящее Красное знамя, командир корабля в числе лучших матросов назвал Евгения Никонова.
В августе 1941 г. превосходящие силы противника, не считаясь с потерями, рвались к Таллину. На подступах к городу завязались кровопролитные бои.
На корабле стало известно, что для защиты Таллина с суши формируется сводный отряд моряков. Евгений Никонов первым пришел к командиру корабля с просьбой послать его на берег. Командир ответил: "Разрешаю". На другой день Никонов уже был в сводном отряде моряков. У небольшого поселка Кейла на подступах к Таллину балтийцы вступили в бой с противником. Мужественно дрались моряки. Увлекшись боем, никто не заметил, как в тыл отряда просочилась группа немецких автоматчиков. Перевязывая руку раненого бойца, Никонов увидел в придорожных кустах грязно - зеленые мундиры. Это подкрадывался враг. Никонов сообщил о грозившей опасности командиру и по его приказу с несколькими матросами бросился на автоматчиков. Враг был разгромлен. Однако силы были неравными. По приказу командира отряд оставил поселок и отошел к хутору Харку. Немцы непрестанно атаковали. Ценой огромных потерь им удалось захватить хутор и перерезать шоссейную дорогу на Таллин.
Но дальше продвинуться немецкая пехота не могла. В густом бору, окружавшем хутор, прочно удерживал рубеж обороны сводный отряд моряков. Немцы снова начали атаку. Навстречу врагу лавиной поднялись балтийцы. В первой цепи контратакующих шел Евгений Никонов. Когда вражеская атака была отбита, командир отряда, обходя позицию, увидел сидевшего у камня матроса. Он был бледен, тяжело дышал. "Никонов, что с вами?"-"Немного ранило, но это ничего, я могу сражаться". - "Нужно в госпиталь". -"Прошу не отправлять. У меня еще есть силы", - тихо, но твердо проговорил Никонов. Командир не смог отказать матросу.
Вечером на хуторе, занятом противником, было заметно большое оживление. В наступившей темноте ясно слышался гул танковых моторов, доносились приглушенные слова команды. Командир решил разведать силы и замысел врага. В состав разведгруппы было выделено три матроса с Никоновым во главе. Выслушав указания и, уточнив сигналы, разведчики вышли из леса и поползли по канаве в направлении хутора. В отряде никто из бойцов, несмотря на усталость, не спал. Моряки готовились к удару по врагу, ждали донесения разведки. В расположении противника наступила тишина, заглох шум моторов, и прекратилось движение. Лишь изредка в небо взлетали ракеты. Переходя от одной группы моряков к другой, политрук поглядывал на часы: "Прошло три часа. Пора бы вернуться разведчикам". Наблюдатели напряженно всматривались в лежавший впереди хутор. Неожиданно на немецкой позиции раздались винтовочные выстрелы, разрывы гранат, затрещали автоматы, и вскоре снова стало тихо. Политрук и лежавшие с ним наблюдатели вскочили и изготовились к бою. Все подумали, что с боем отходят наши разведчики.
Медленно и томительно тянулось время, близился рассвет. На хуторе, затянутом пеленой тумана, было тихо. Вдруг раздался приглушенный крик. Никто не успел разобрать слов, но крик повторился еще. Бойцы услышали: "Товарищи, отомстите!" Эти слова как призыв всколыхнули моряков. Все схватились за оружие. По цепи пронесся приказ командира: "Приготовиться к атаке! За Родину!". Стремительным штыковым ударом моряки смяли фашистов и заняли хутор. Мужественные, не знающие страха бойцы содрогнулись при виде картины, открывшейся им на окраине хутора. К стволу дерева, под которым догорал костер, обрывками телефонного кабеля был привязан человек в обгоревшей и окровавленной тельняшке. Его обуглившееся местами тело было изрезано ножами. В траве у костра лежала бескозырка с золотым тиснением на ленте. "Никонов", - вырвалось у бойцов. Обнажив головы, моряки смотрели на безжизненное тело своего боевого товарища. И страшен был их молчаливый гнев.
Моряки бережно сняли тело героя. Над его могилой они поклялись беспощадно истреблять фашистскую нечисть. Захваченные на хуторе пленные рассказали подробности подвига и гибели Евгения Никонова. Выполнив задание командира и собрав нужные сведения, разведчики возвращались в отряд, но были обнаружены вражеским дозором. Стойко и храбро сражались моряки, двоих поразили вражеские пули. Евгений Никонов остался один. Перебегая от укрытия к укрытию, он метко отстреливался. Осколком вражеской гранаты балтиец был ранен и потерял сознание. Когда Никонова привели в чувство, гитлеровский офицер приступил к допросу: он хотел получить от разведчика сведения о численности морского отряда, о частях, защищающих Таллин, о том, где проходит линия наших укреплений. Стиснув зубы, Никонов молчал. Офицер повторял вопросы, добавив, что если моряк будет говорить откровенно, то ему сохранят жизнь. Никонов презрительно усмехнулся: "Жизнь? На что мне жизнь без чести, без доброго имени, жизнь изменника Родины". Его начали жестоко избивать, Никонов молчал. Гитлеровцы кололи его тело ножами, вырывали волосы, жгли лицо горящими сигаретами, но никакие пытки не сломили железную волю бойца. Ни слова не проронил моряк. Взбешенный упорством Никонова фашистский офицер приказал сжечь матроса живьем. Евгения привязали к дереву и под ногами разожгли огонь. Как порох вспыхнул сухой хворост, облитый бензином. Удушливый дым потянулся к небу, языки пламени лизнули балтийца, но он по-прежнему молчал, оставаясь верным священной воинской клятве. О чем думал Евгений Никонов в эти последние минуты своей жизни, никто не знает. Теряя сознание, он крикнул: "Товарищи, отомстите!"
Никонову шел 21-й год, когда оборвалась его жизнь.
Память о нем живет и будет жить в сердцах людей. Евгению Александровичу Никонову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. После его героической гибели командующий Краснознаменным Балтийским флотом издал приказ, увековечивающий память мужественного моряка. В приказе говорится: "Для увековечения памяти героя-балтийца:
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941. Участвовал в обороне Таллина. Боец отряда обороны главной базы Балтийского флота матрос Никонов при выполнении задания по разведке расположения войск противника в районе города Кейла (Эстония) 19 августа 1941 года получил в бою тяжёлое ранение и в бессознательном состоянии был схвачен гитлеровцами. Подвергся пыткам, но военной тайны не выдал, остался верным Родине и присяге и был заживо сожжён на костре.
Награды
• Орден Ленина,
• Орден Отечественной войны 1 степени,
• Герой Советского Союза, присвоено 3 сентября 1957 года (посмертно).
Был вначале похоронен на хуторе Харку в Эстонии. 19 марта 1951 года горисполком Таллина принял решение переименовать одну из старых улиц города — Соо. Этим же постановлением было удовлетворено ходатайство командования Балтийского флота — отвести в районе парка Кадриорг место для сооружения памятника Никонову. Вскоре останки Никонова, покоившиеся на хуторе Харку, торжественно, со всеми почестями были перезахоронены в живописном месте таллинского парка, на горе Маарьямаа. Был установлен памятник. С распадом СССР и подъёмом антирусских настроений в Эстонии памятник был разрушен, могила поругана.
2 марта 1992 года прах Евгения Александровича Никонова был перезахоронен на его родине в Васильевке.
Существует версия, что прах Никонова при перезахоронении в 1992 году не был обнаружен, его изъяли эстонские националисты и предложили обменять на сведения о месте захоронения эсэсовцев из 20-й дивизии СС, расстрелянных после взятия Красной Армией Таллинна. Тогда делегация из Тольятти просто наполнила гроб землей из могилы Никонова и привезла его.
Навечно зачислен в списки воинской части. Его именем были названы боевой корабль и танкер пароходства «Волготанкер».
В Сормовском районе Нижнего Новгорода в 1957 году именем Евгения Никонова назвали улицу и школу N 68, где он учился. Позднее перед зданием школы установлен памятник. В школе открыт музей Героя. Была установлена мемориальная доска и на заводе, где работал Никонов.
В селе Васильевка на могиле установлен памятник.
В городе Тольятти 13 ноября 1958 года в его честь названа улица. В 1980 появилась и площадь.
Установлены памятники:

|

|
|
в школе № 19
|
Мемориал Е.А. Никонова — открыт 9 мая 1979 года в микрорайоне Шлюзовой на площади, которая носит его имя. Авторы: скульптор Мартынов Л.С., архитекторы Жуков В.И., Тимофеев И.К.
|
|
|
|
Памятник на могиле Е. А Никонова в с. Васильевка |
|
На территории Детского морского центра имени Е. А Никонова В учебном корпусе Автозаводского района так же установлен бюст
в честь Героя установлен памятник Е.А. Никонова
Эта статья была размещена на сайте Детского морского центра имени Героя Советского Союза Е. А. Никонова (http://cymir.ru/content/view/30/58/). Большое спасибо людям, сохраняющем память о этой трагической истории.
Но, есть небольшое, и очень неприятное дополнение к этой замечательной статье, размещённое в "Живом Журнале" (http://opistorchis.livejournal.com/60759.html):
"...Памятник Никонову в 1991 г. эстонцы снесли. Могилу уничтожили, прах находился на бывшей военной базе. Тело Никонова тольяттинской делегации, приехавшей в 1992 г. в Эстонию, чтобы провести перезахоронение его на родине, эстонцы не передали. В обмен на прах Е. Никонова эстонцы предложили выдать координаты захоронения расстрелянных бойцов 20-й эстонской дивизии СС. Им было отказано. При официальной церемонии перезахоронения в Васильевке был захоронен гроб с землей с бывшей могилы Никонова. Памятник Никонову эстонцы переплавили.
Сейчас никого не удивишь отношением прибалтийских последышей лесных братьев к русским военным мемориалам. Но у данного случая есть совершенно конкретная подоплека.
Дело в том, что Евгений Никонов не попадал в плен к немцам. Он попал в плен к эстонским националистам из батальона "Эрна" ....."
Тяжело читать рассказ об обстоятельствах страшной гибели замечательного молодого парня, но не менее трудно осознавать, что и память о его светлом имени могла быть растоптана, и кем....?
Комментарии
Кто знает героев Бородино? Кто помнит тех кто сражался в Порт-Артуре?
И героев Отечественной, как героев Авгана время съест! Ни чего нет вечного, даже пирамиды в Гизе осыпаются.
Много ли точно вспомните, когда было?
И очень даже ошибся в вопросе когда это было! А всего-то прошло каких-то 25 лет!
А Вы о событиях 1812 года полмните? Мне дед - участник войны в Порт-Артуре рассказывал (12 лети было!) и о чем рассказывал - я уже и забыл!
Героические люди,уберегшие свой народ от коричневой чумы.
Вечная память и слава! Слава и вечная память!
Нас называли -ИМПОРТНЫМИ) жил я с семьей на хуторе, у местного жителя, отношения были очень тёплыми, дружескими. о это по месту жительства именно в хуторе, с хозяином. Но на этом хуторе и заканчивались эти тёплые отношения.
На остальной территории, мы - все русские, чувствовали национализмом та земля пропитана очень глубоко. Было это в Литве.
Строили для них важный объект. И сейчас вспоминаю я с теплотой и хозяина хутора-Пятраса-по имени и жену его и детей. (один его старший сын потом, повзрослев и женившись, приезжал к нам погостить в Анапу, на море отдохнуть) Какие были времена!!
И ведь мы, простой народ, ведь мы друг друга понимали и жили в мире, но почему же наши правители не могут так же понимать друг друга и дружить, а не враждовать. Ведь Эстония то же принадлежит к славянским народам кажется.
Так почему она можно сказать самая агрессивная из всех прибалтов? Чего ей не хватает, что старается вылить свою озлобленность даже на прахе погибших?
Какие же сволочи!!
А почему издеваются над могилами - трусы, одно слово. Конечно не весь народ, а, именно эти - ПОСЛЕДЫШИ СС.
Но, последние - организованны, крикливы, очевидно есть "боевые группы", есть, полагаю, и финансирование. Откуда -...?
Вот и не хотят с ними связываться простые люди, по-просту, "хлопот не оберёшься".
"В августе 1941 г. превосходящие силы противника, не считаясь с потерями, рвались к Таллину". Известно ведь, что "превосходящими" они были только в мемуарах.
"Увлекшись боем, никто не заметил, как в тыл отряда просочилась группа немецких автоматчиков". Притом, что к 22 июня МP-38 и MP-40 было выпущено всего 150 тыс., а группировка Север была самой слабой у немцев.