Русский праздник К. Юона! К 150-летнему юбилею

Александр БАЛТИН
150 лет назад, 24 октября 1875 года родился Константин Фёдорович Юон, русский живописец и график, представитель круга так называемых «русских импрессионистов».
Весомая фигура среди московских художников времён Серебряного века и первых советских десятилетий, художественный теоретик и педагог; младший брат композитора Павла Юона.
Будто — только свет, сплошной, и сквозной, словно концентрирующийся так в белых телах берёз, а снега сколько! Сияет синеватая кипень — и крыши, крыши в низине: четко прописанное тесненье крыш; и колокольня на заднем плане указывает верный вектор: вверх. Но — зима, и санки скрипят, и лица веселы, и игра детей идёт вечным праздником, который так краток, так пестро удержан многими холстами Юона.
С автопортрета 1912 года смотри строго (на фото обложки): взгляд пристрастный, будто изучает мир; аккуратно подстриженная борода свидетельствует о тщательном подходе ко всему: от внешности до величия.
Из германо-швейцарской семьи, после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества два года работает в мастерской В. Серова: мастерство копится крупицами, шлифуется дар, оттачиваются грани. Юон активен — стал одним из организаторов Союза русских художников. Манеру свою находит рано: и она переполнена светом.
Русские города гипнотизируют: древность выносит тайность свою в современность, современную Юону; свет определяет всё: его субстанцией насыщены беспрецедентные портреты русских городов.
Перспектива широка.
Церкви обязательны.
В народных костюмах женщины прелестны, также, как и колоритные панорамы быта, раскрываемые живописцем, как нечто уникальное, будто предчувствует — уйдёт.
Не повторится.
«Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры» — с высот взгляд: стремительно чертят небо быстрые летуньи, а купола, выписанные до деталей, полыхают радостью вечного.
Даже снег даётся у Юона так, будто призванный даровать счастье, не растает никогда. Небо ласково. Церковь близка сердцу Юона. Он остаётся в России после семнадцатого: создаёт «Новую планету», отзываясь душой на свершившееся; здесь уже скорее футуризм вступает в свои права: людские фигуры, изображения условны, главное — световое, цветовое неистовство: полыхают красные тугие лучи, громоздкие небесные тела нависают, суля нечто неизведанное.
Юон преподаёт, входит в правление Союза художников.
…пока продолжает пламенеть таинственной сластью и счастьем Русь, столь щедро живописанная им.

Новая планета, Константин Юон. Государственная Третьяковская галерея

В провинции. Город Торжок, Тверская губерния. Весенний солнечный день
Комментарии