Самостийная мечта: Пусть Москва сгорит, а я с хутора побачу, как «Томагавки» туда летят
Украинцы отчаянно сопротивляются «бусификации», но надеются о победе над Россией
Фото: Zuma/TASS
Дмитрий Родионов
На Украине сохраняется сильное гражданское общество, пишет у себя в тг-канале эк-депутат Верховной Рады Олег Царев, комментируя видеозапись, на которой люди отбивают мужчину у сотрудников ТЦК.
По его мнению, многие боятся давать честные ответы в ходе опросов, особенно, когда речь идет о доверии к нынешней власти и окончании конфликта, тем не менее защищают друг друга от «бусификации», и это ярче всего говорит о том, что украинцы навоевались и хотят мира.
Но так ли это на самом деле? Все украинские СМИ утверждают, что украинцы разочарованы отказом президента США прямо сейчас передать Киеву ракеты «Томагавк». Значит, не навоевались? Ждут какое-то «вундерваффе», с помощью которого все же рассчитывают победить России?
Или речь все же о локальных случаях сопротивления, а в реальности никакого «гражданского общества» на Украине нет?
— Не только Олег Царев, но и многие украинские эксперты с сомнением относятся к результатам опросов украинских социологических служб, — отмечает председатель Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины Лариса Шеслер.
— Очень значительная часть из тысяч уголовных дел по статьям «коллабрационизм», «оправдание российской агрессии» лепятся СБУ на пустом месте, и создаются просто в результате провокации в переписках или соцсетях.
В этих условиях люди стараются давать социально одобряемые ответы, чтобы не попасть на заметку спецслужбам, ведь всем понятно, что анонимность в таких опросах — вещь эфемерная.
«СП»: При этом, по мнению Царева, сопротивляясь «бусификации», они как бы отвечают действием — что воевать им надоело и власть Зеленского тоже надоела. Так ли это на самом деле?
— По вопросу «бусификации» люди отвечают довольно честно, и выясняется, что более половины населения с сочувствием и пониманием относятся к «ухылянтам» (уклонистам,), и подавляющая часть — резко отрицательно к самой «бусификации».
И дело здесь не только в отношении в России, а просто включаются механизмы самосохранения, люди, даже отрицательно относящиеся к России, не хотят становиться пушечным мясом.
«СП»: При этом многие говорят о разочаровании тем, что Трамп не дал пока «Томагавки». То есть с «Томагавками» воевать они готовы? Значит, все же не навоевались?
— Многие эксперты считают, что многолетнее промывание мозгов населению принесло свои плоды, и значительная часть украинских обывателей желает поражения России.
При этом обыватель склонен переоценивать мощь западного оружия, поэтому в очередной раз ожидает чуда от появления «сверхоружия» — американских «Томагавков». Однако этот же обыватель сам не хочет бегать в полях под Покровском под огнем снарядов и взрывов с БПЛА.
Именно поэтому такой «патриот» мечтает, чтобы Россию разгромили мощным западным вооружением, а он остался торжествующим победителем, который в безопасном месте наблюдает за тем, как «горит Москва».
«СП»: Что должно произойти, чтобы из попыток сопротивления «бусификации» выросло некое серьезное протестное движение?
— Для создания протестного движения нужен общественный субъект — организация, партия или любая другая форма самоорганизации.
В условиях же тотальных репрессий и полного подавления инакомыслия, ожидать появления такого субъекта можно с таким же успехом, как появления протестных организаций в гитлеровском концлагере.
Сопротивление «бусификации» — это всплеск энергии самосохранения, а по итогу все «протестующие» разбегаются без малейшей возможности оформить свой протест в инструмент сопротивления.
«СП»: Получается, мы не хотим больше воевать, но Россию считаем врагом, «оккупантом», «агрессором» и так далее?
— Главное чувство всех трезвомыслящих украинцев — это признание безнадежности продолжения военного конфликта.
Однако, не простые люди, и даже не военные из ВСУ определяют позицию Украины в отношении конфликта с Россией.
Многие проукраинские «говорящие головы» открыто признают, что главной темой во всех бытовых и других разговорах является тема необходимости срочного перемирия.
Но при этом немалая часть украинского населения продолжает считать Россию «агрессором», просто признает несоразмерность военных и экономических потенциалов стран, поэтому и желает скорейшего окончания военных действий.
— Многие украинцы просто не понимают, что будет дальше из-за отсутствия стабильности в стране. По телемарафону в мозги вбивают мысли, что «со злыми русскими нужно воевать до конца», но при этом огромные потери среди солдат вселяют ужас в людей, — говорит заместитель руководителя Центра изучения гражданских и военных конфликтов (ЦИГиВК) Павел Екатеринин.
Зеленский ежедневно вопит о том, что «украинцев не сломить и все готовы защищать страну», но дефицит живой силы на фронте и действия ТЦК говорят об обратном. Безусловно, власть пытается заставить граждан думать о «скорой победе» с помощью инфоповодов о якобы поставках «Томагавков», но адекватные люди уже давно пришли к выводу, что стабильность и мир возможны только в случае переговоров с российской стороной.
Конечно, жители Украины устали от воинствующей риторики Зеленского. Даже самые ярые украинские русофобы и националисты в душе надеялись на скорейшее завершение боевых действий после последней встречи Путина и Трампа на Аляске.
— Раньше надо было им сопротивляться, — продолжает тему историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба Александр Дмитриевский.
— А теперь, когда заколачивают крышку гроба, пить «боржоми» уже поздно: у этих людей был и 2014 год, когда можно было воспротивиться бандеровщине в дни майданного шабаша, и восемь лет после.
А так получается, что больше всех не хотели воевать с Россией Донецк и Луганск. Настолько не хотели, что предпочли взять в руки оружие и защищаться от киевской агрессии. Понимали, что если войны не избежать, то надо выбирать войну с теми, кто отрёкся от родства с тобой.
Ещё раз повторюсь: у людей на Украине было восемь лет для того, чтобы уклониться от участия в конфликте. Понимаете, у них был даже безвизовый режим с Европой — бери и выезжай. Но нет, тянули до последнего, когда «бусификации» стали реальностью.
А насчёт серьёзного движения сопротивления — его на Украине быть не может: в условиях боевых действий гораздо проще и выгоднее солидаризироваться с властью. Да, эта власть тебя может и «бусифицировать», но при этой власть есть всё необходимое для твоего выживания: живи натуральным хозяйством. Вот и весь ответ.
Комментарии