Кирилл Кабанов: Россия должна полностью перейти на контролируемый набор мигрантов

Ужесточили наказание за организацию ввоза нелегалов. А в сентябре председатель Госдумы Вячеслав Володин заявил, что гастарбайтеры, которые приезжают на заработки в Россию, не должны привозить с собой в страну семьи. Как дальше развивать миграционное законодательство, «Парламентской газете» рассказал председатель Национального антикоррупционного комитета, член Совета при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека Кирилл Кабанов.
— Кирилл Викторович, есть ли промежуточные итоги исполнения новых законов в миграционной сфере? Как они повлияли на приток мигрантов в Россию?
— Промежуточные итоги нужно оценивать позитивно. Почти за год парламент и Совет безопасности выполнили поручение президента Владимира Путина по изменению миграционной политики. Раньше мы держали курс на бесконтрольную миграцию, но теперь ее упорядочили, а местами ужесточили.
Мы запустили реестр контролируемых лиц, в котором сейчас находятся около 670 тысяч нелегалов. Изначально высылку нелегалов без суда планировали организовать к апрелю, но Президент пошел по гуманному пути и дал возможность легализоваться до 10 сентября тем, у кого были нарушения.Однако легализовавшихся мигрантов в период с апреля по 10 сентября оказалось немного.
Я думаю, они не поверили, что их кто-то будет выдворять, и рассчитывали на какую-нибудь амнистию. Теперь они не могут пользоваться банковскими картами, управлять автомобилем, получать медицинскую помощь или обучать своих детей.
— Как необходимо дальше развивать миграционное законодательство и какие законы нужно принимать?
— У нас есть поручение Президента, по которому мы должны перейти на так называемый оргнабор. Это значит, что мы пойдем по пути стран, у которых весьма позитивный опыт работы с трудовой миграцией, — например, Объединенные Арабские Эмираты или Израиль. Люди приезжают туда работать на ограниченный срок, а не остаются там жить и пользоваться всеми социальными благами, как это сейчас происходит в Европе.
Кроме того, нужно усилить финансирование МВД по линии противодействия незаконной миграции. Надо увеличить количество сотрудников, поскольку сейчас это глобальная проблема для правоохранительных органов.Мы должны выстроить на законодательном уровне взаимодействие общества с государством по линии общественной безопасности, вернуться к практике патрулирования улиц народными добровольческими дружинами. Напомню также, что 2,5 года назад Президент издал указ о противодействии формированию этнических анклавов — в этом направлении нужно также двигаться дальше.
Еще один важный аспект: когда мы говорим о массовой высылке мигрантов, то следует обратить внимание на недавний пример США. Там буквально за одну неделю депортировали несколько сотен тысяч нелегалов. Соответственно, для этого нужно решить проблемы логистики и транспорта.
— Каким должен быть механизм оргнабора?
— Прежде всего, оргнабор должен быть стопроцентным, и к нему надо готовиться. Нужно организовать места для проживания, которые не подразумевают размещение семьи мигранта. Гастарбайтер должен расписаться в контракте, что не будет привозить свою семью.
Сейчас этому препятствует то, что у бизнеса есть большая потребность в мигрантах. Они нам говорят, что некому тогда будет работать доставщиками и таксистами.
При этом хочу заметить, что в реальном секторе экономики, например на стройке, работают всего 13 процентов мигрантов, а все остальные работают в сфере услуг.К нам зачастую приезжают люди с низким уровнем профессиональных знаний, почти без компетенций. Кроме того, по разным оценкам, около 70 процентов мигрантов не платят налоги. Сейчас этот процесс пытаются упорядочить и контролировать строже, потому что те, кто не платит налоги, дают огромную нагрузку на социальные сферы и правоохранительную систему.
— Можно ли перенять положительный опыт тех стран, которые навели порядок в миграционной политике?
— Да. Есть положительный опыт ОАЭ, где мигранты приезжают и живут в специальных городках, отрабатывают, и затем уезжают обратно на родину. Но я хочу отметить, что у нас в советское время было примерно то же самое, когда, например, строили общежития для вьетнамцев, которые работали на наших производствах. Они жили в конкретных местах, контролируемых правоохранителями, и не болтались где-то по съемным квартирам. Соответственно, мы могли бы использовать наш же собственный опыт.
Комментарии