Дмитрий Аграновский: Защищать граждан от действий квартирных мошенников должно государство

В 2019 году супруги Денис и Оксана купили трехкомнатную квартиру в Южном Бутово за 10 млн рублей, до января этого года семья выплачивала ипотеку, после чего подала документы в Росреестр. После подачи документов супруги получили иск: оказалось, что прошлый собственник купил квартиру у мужчины, который незаконно её приватизировал.
Суд вынес окончательное решение о выселении семьи с несовершеннолетним ребенком 30 сентября, супруги были обвинены в сговоре с мошенником. В отношении прошлого собственника уголовное дело возбуждено не было.
«Росреестр не догадался, а мы должны были. Теперь суд не верит, что мы не мошенники. Нам говорят, что мы с прошлыми владельцами в сговоре и в квартире вообще не живем» — заявляют пострадавшие.
При этом, по словам супругов, были предоставлены все доказательства их проживания в злополучной квартире: «Мы предоставили справки, что наша дочка ходила в сад в этом районе и сейчас учится здесь в школе. Предоставили чеки из фитнес-клуба неподалеку, чеки о доставке еды. Но мы все равно не можем доказать свою благонадежность. У предыдущего владельца квартира была в собственности около полугода, её продавец подделал документы, но мы этого не знали, хотя при покупке квартиры её проверяли и банк, и риелтор».
О решении суда высказался юрист Денис Хмелевский: «В этой истории немало „белых пятен“. Поскольку с момента совершения сделки прошло шесть лет, в силу положений ч. 4 ст. 302 ГК РФ, добросовестный приобретатель не может быть лишён права собственности на имущество, если прошло три года с момента утраты права собственности истцом. В таком случае достаточно истечения трёх лет после выбытия жилого помещения из владения истца».
Недавно в Санкт-Петербурге пенсионерка подала в суд на женщину, купившую у неё квартиру, заявив, что заключала договор купли-продажи под влиянием мошенников и теперь хочет вернуть жилье. Купившая квартиру Анна потратила на ремонт в ней 2 млн рублей.
Пенсионерка, заявившая в полицию, полностью осознавала свои действия, при этом заявляя, что обещали вернуть квартиру с ремонтом. В итоге суд встал на сторону пожилой женщины, а Анна пытается оспорить его решение вместе с адвокатом.
В сентябре этого года сообщалось об омичке, купившей квартиру у женщины, которая отказалась съезжать, заявив, что продала жилплощадь под влиянием мошенников. Анна Савкина купила квартиру через риэлтора в ипотеку.
Получившая деньги бывшая хозяйка Елена Палей перестала отвечать на звонки и заявила, что не съедет. До продажи квартиры Палей общалась с мошенниками, под влиянием которых продала свою квартиру, а все деньги перевела на неизвестные счета. При этом Анна Савкина продолжает выплачивать ипотеку за квартиру, в которой не живет.
О том, почему система упускает мошенников из виду, защите пострадавших и как уберечь себя от «ответа за чужие грехи» рассказывает адвокат Дмитрий Аграновский.
«СП»: Почему система продажи недвижимости, её проверки упускает мошенников из виду?
— Есть выражение «беловоротничковая преступность», как правило, ей занимаются весьма подготовленные и опытные в таких вопросах люди.
Часто распознать подделку сложно, мошенники обманывают не только людей и организации, но и целые государства. С другой стороны, на мой взгляд, у нас недостаточную ответственность несут риелторы.
Если риелтор сопровождает сделку, то должна нестись и материальная ответственность — если он гарантирует юридическую чистоту, то должен и за неё отвечать, чтобы человек, покупающий жилье через агентство, не попал в неприятную ситуацию. Если гражданин сам действует на рынке, то он берет ответственность на себя. Нужно усиливать ответственность для риелторов.
Вся сфера деятельности, связанная с куплей-продажей жилья, давно запущена. Здесь нужны большие реформы. Вспоминаются 90-е годы, когда разрешили продавать квартиры, и сколько было неприятных случаев, отголоски сохранились сейчас.
«СП»: То есть нужны какие-то меры со стороны государства?
— Государство должно принимать меры для того, чтобы люди, покупающие квартиры, были гарантированно защищены, и когда говорят «они должны были думать» и т. д., нужно понимать — мошенники хитроумные и подготовленные, они обманут любого, не только старушек, но и следователей, и судей, они профессионалы своего дела.
Должны быть четкие гарантии, если государство лицензирует риелторскую деятельность, разрешает фирмам заниматься этой деятельностью, то оно должно брать на себя ответственность за какие-то потенциальные незаконные или мошеннические действия, чтобы люди не остались без денег и жилья. Должен быть компенсационный фонд.
«СП»: По вашему мнению, защита от мошенников в нашем государстве слабая?
— Она недостаточная. Нет понимания, что жертв мошенничества необходимо усиленно защищать.
Часто на них перекладывается ответственность: они должны были сами знать, думать. Нужна защита со стороны государства, ведь на то оно и государство, чтобы защищать людей от мошенников.
«СП»: Как избежать ответов за «чужие грешки», если решил покупать или продавать квартиру?
— Лучше всего обращаться в проверенное агентство, либо через риелторов, которым вы доверяете, изучать данный вопрос, смотреть, какую ответственность несет риелтор. Договоры составляются по-разному, как и несется ответственность.
К кому попало не обращаться, лучше в фирмы с репутацией. Люди хотят сэкономить на услугах риелтора и часто попадают к недостаточно квалифицированным специалистам.
Полина Носова
Комментарии