Как скрытая инфляция портит вкус любимых продуктов

Россияне испытывают финансовые проблемы из-за скрытого повышения цен продавцами, которое называется стелсфляцией, заявил вице-спикер Госдумы Борис Чернышов.
В письме в Роспотребнадзор он попросил рассмотреть возможность усиления контроля не только в отношении веса и объема продуктов, но и в выявлении необоснованного удешевления рецептур и проверке заявленного состава продукции.
Вице-спикер видит необходимость в проработке изменений в законодательстве в части обязательного размещения на упаковке четкой и заметной маркировки об изменении рецептуры в сторону удешевления в определенном временном промежутке, к примеру, в последние полгода-год. Таким образом потребители смогут повысить свою информированность и делать осознанный выбор.
Стелсфляция в экономике характеризуется ростом цен, который не фиксируется в официальной статистике. Она бывает двух типов, которые могут действовать как по отдельности, так и одновременно.
Первый — это шринкфляция, когда производитель уменьшает объем, вес и количество товара в упаковке при сохранении или минимальном снижении отпускной цены.
Второй вариант, скимпфляция, предполагает удешевление себестоимости товаров и услуг в ущерб качеству ингредиентов, сырья или сервиса при том, что стоимость сохраняется прежней.
Старший преподаватель Института международных экономических связей Илья Мосягин рассказал, что скимпфляция сохранится в России в 2026 году. По его словам, такой тип инфляции становится все более заметным, дополняя и усугубляя эффекты шринкфляции, которая стала первым ответом российских компаний на рост издержек.
Шринкфляция наиболее заметна в сегменте напитков, в котором емкость бутылки или банки может снижаться с 0,5 до 0,45 л. Также процесс затронул и кондитерские изделия, растительное масло, кофе, чай, макаронные изделия.
Но замена качественных ингредиентов на более дешевые аналоги уже напрямую вредит потребителям. Мосягин уточняет, что тенденция наиболее отчетливо проявляется в общественном питании, где бизнес может использовать вместо натуральных молочных продуктов растительные аналоги и уменьшать долю мяса в полуфабрикатах.
Соответственно во втором варианте скрытой инфляции речь идет уже не просто о скрытом подорожании, но и об уменьшении питательной ценности, изменении вкуса продуктов, что в итоге приводит к снижению стандартов потребления.
Наиболее существенные негативные последствия этой тенденции будут испытывать россияне с низкими доходами, которые не всегда могут перейти на более качественные марки.
Заведующий лабораторией финансовых исследований Института экономической политики им. Гайдара, доктор экономических наук Алексей Ведев полагает, что скрытая инфляция не является значимым фактором на текущий момент.
— Стелсфляция, скорее, является одним из многих аналитических показателей, который не может серьезно влиять на жизнь россиян.
Особенно если сравнивать с годовой инфляцией в 7−9%.
На ценах в ближайшее время будет сказываться повышение НДС со следующего года и девальвация рубля на 7−9%, что ожидают в Минэкономики и Минфине.
Получается, что бюджет является достаточно проинфляционным. В следующем году рост цен, очевидно, достигнет 5−7%, но не 4% (оптимальный для восприятия населением и бизнесом уровень таргета по инфляции Банка России — «СП»).
Руководитель Центра исследований Экономполитики МГУ Заместитель декана экономического факультета по международным связям МГУ Олег Буклемишев в разговоре с «СП» подтвердил, что при росте обычной инфляции далеко не всем производителям или торговцам хочется пересматривать цены.
— Поэтому они начинают конкурировать с помощью других механизмов. Мы сейчас живем во времена высокой инфляции, в обычные для экономики периоды скрытая инфляция все же встречается редко.
«СП»: Будет ли скрытая инфляция влиять на качество продуктов?
— Она так или иначе включает две тенденции. Уменьшение объема товаров является скрытым обманом потребителей, но все же не очень серьезным. На упаковке так или иначе будет написано, что в ней не 1 килограмм, а 800 граммов, к примеру. Просто привычная тара становится меньше. То есть это не является явным введением в заблуждение, соответственно качество потребления не меняется.
Ухудшение ингредиентов тоже можно провести скрытно, если делать это постепенно. Предприниматель может при этом публиковать обновленные составы продуктов, поэтому формально нарушения нет. Просто так выражается реакция проигрывающих конкуренцию производителей или торговцев. Чем активнее идут инфляционные процессы, тем чаще будет встречаться феномен скрытой инфляции.
«СП»: А снижение ключевой ставки может на него влиять?
— Это совсем другой фактор. Он достаточно косвенно связан именно со скрытой инфляцией. Ставка непосредственно взаимодействует со стандартным ростом цен, который в том числе фиксируется Росстатом.
По итогам 2025 года инфляция может затормозиться до диапазона 6−7%, что прогнозирует ЦБ. Мы не видим сейчас факторов, которые могли бы резко ускорить рост цен ближе к концу года. Банк России может пересмотреть свой прогноз в октябре, но даже если это и произойдет, то он изменится незначительно.
В начале следующего года будет некоторый скачок, который связан с повышением НДС на 2 процентных пункта, но он не настолько значительный, как это может показаться.
По большому счету рост цен начнет тормозиться, и в январе мы можем даже увидеть более низкую инфляцию, чем в конце 2025 года, в том числе из-за переноса индексации тарифов ЖКХ. Это произойдет в том случае, если не будет каких-то больших бюджетных вливаний в экономику, которые являются основным проинфляционным фактором.
Георгий Смирнов
Комментарии