300 рублей за доллар: «Индекс BMW» безжалостен к российской экономике
О том, сколько сейчас стоит рубль, спорят экономисты, предприниматели, банкиры и обычные граждане
Фото: URA.RU/TASS
Герман Галкин
В сентябре курс доллара медленно начал расти. 18 сентября официальный курс Банка России был почти 83 рубля за доллар. Разные эксперты дают противоречивые прогнозы по поводу того, сколько будет стоить «американец» к концу года. Вилка получается от 90 до 130 рублей
Для бюджета выгоднее постепенное ослабление национальной валюты. Обычных граждан, особенно тех, у кого есть сбережения, тоже интересует курс валют. Тем более что это отражается на ценах на продукты в магазинах, на стоимости топлива. Да и много на чем еще.
Уральский предприниматель, пожелавший остаться неизвестным, изложил корреспонденту «Свободной Прессы» свою теорию по поводу того, как определить реальный курс валют.
— Есть такой индекс «Биг мака». А у меня есть свой собственный индекс, называю его «Индекс BMW» или «Индекс Lexus». Всегда BMW Х или Lexus LХ стоит 100−110 тысяч долларов. Во всем мире такая цена плюс-минус. Значит, по текущему валютному курсу он должен стоить в России примерно 10 млн руб. Так ведь и было. Я сам покупал машину у официальных дилеров.
«СП»: А теперь?
— Смотрим, сколько теперь стоит Lexus LХ в России. И видим — 21 млн руб. Значит, реальный курс доллара — где-то 200 рублей.
«СП»: Не многовато?
— Выкинем отсюда жадность перекупов, минус «пятерка» примерно с машины. Получается 150 рублей за доллар. Вот он какой, реальный курс.
«СП»: Как-то скажутся, наверное, новые правила расчета утилизационного сбора? Их введут с ноября. Дилеры предрекают рост цен на миллионы рублей.
— Утильсбор, который у всех на слуху сейчас, причем, часто о нем пишут безграмотные блогеры, это всего-навсего выравнивание платежей для юридических и физических лиц.
Чтобы компании, называющие себя официальными дилерами, не ввозили машины для своих салонов, оформляя их на левых подставных лиц. Государство методично убирает все лазейки, которыми пользовались коммерческие структуры.
«СП»: И что получится из-за таких нововведений?
— Когда эти новые правила введут и все более-менее стабилизуется, цена на вышеуказанные машины вернется к тем же 100 тысячам долларов.
«СП»: Это в самом деле возможно?
— Только при условии, что эти миллионы рублей будут в долларах не слишком значительной суммой. А такое возможно лишь при курсе 300−500 рублей за доллар.
«СП»: Нереальные какие-то цифры.
— Это мои личные подсчеты. Считаю лично для себя.
Согласен, что это привязанная за уши математика. Но она, однако, работает, как я подсчитал, с 2005 года. И никто пока не смог внятно мои расчеты опровергнуть.
«СП»: У вас же есть высшее экономическое образование?
— Правильнее сказать, что у меня есть диплом о высшем экономическом образовании.
Стоит напомнить, что некоторые известные эксперты ранее уже предсказывали такой же курс — 200 рублей за доллар. Например, финансист Алексей Кричевский спрогнозировал, что именно такой курс нас ждет в 2028—2030 годах:
«Доллар по 200 рублей возможен через несколько лет. В целом все идет к этому, если будет сохраняться текущий санкционный режим — бюджет как зависел от экспортных доходов, так и зависит, а внутренние доходы наращиваются не за счет раскачки новых производств и реального, а не бумажного, импортозамещения, а за счет увеличения фискальной нагрузки и растущих займов. Так что если все будет идти так, как сейчас, можно ждать девальвацию на 15−20% ежегодно».
В свою очередь экономист Татьяна Куликова в беседе с корреспондентом «СП» объяснила:
— Ошибка в том расчете, что приводите, вот в чем. Не учтены транзакционные издержки на доставку машины в Россию по каналам параллельного импорта. Эти издержки гораздо больше (как в части передвижения самого товара через третьи страны, так и особенно, в части трансграничных расчетов).
«СП»: И в результате…
— В результате себестоимость товара на российской территории объективно гораздо выше, чем за границей. Поэтому расчет курса из разницы цен теперь уже не корректен — в отличие от ситуации до 2022 года, и в отличие от индекса «Биг мака» (или любого другого товара, производимого в России). То есть такой расчет получается некорректен для товаров из недружественных стран, от ушедших брендов.
«СП»: Вы считаете, что реальный курс доллара сегодня в целом соответствует официальному курсу ЦБ РФ?
— Нет. Но разница не такая, как дает упомянутый вами «Индекс BMW». Можно взять индекс «Биг мака» или взять корзину товаров, в которых нет издержек параллельного импорта. Например, ввозимых официально.
«СП»: Какой же курс нас ожидает?
— Рубль ждет девальвация. Я это обосновала в недавней статье.
Какой именно валютный курс нужен России, не устают объяснять различные эксперты, от членов правительства до глав крупнейших компаний и банков. Причем, наметилось некоторое единодушие. Гендиректор «Северстали» Александр Шевелев, например, считает оптимальным курс 100 рублей за доллар. Той же точки зрения главы Сбера и ВТБ.
Но глава Банка России Эльвира Набиуллина на Московском финансовом форуме предупредила, что Центробанк не будет подкручивать валютный курс и призвала ориентироваться все-таки на рынок.
Комментарии