До каких пор будут оставаться безнаказанными «Паутины» с «Краболовками»

Пожалуй, после проведения спецслужбами Украины операции «Паутина» дальняя авиация ВКС повторяет путь ЧФ. Ей приходится максимально отдаляться от украинского DeepStrike. Авиабаза «Украинка» на Дальнем Востоке превратилась теперь в основное пристанище стратегических бомбардировщиков – носителей крылатых ракет. В Киеве наслаждаются триумфом, ведь «тушки» вынуждены летать гораздо дальше.
В самом удачном месте
Итак, «Украинка» находится в Амурской области, в 6 тыс. км от кордона с Незалежной, рядом с китайской границей и в 1,5 тыс. км от Японии. Авиабаза названа по ближайшему селу в Серышевском районе, где во времена Российской империи осели украинские переселенцы. Аэродром известен с 1953 года как одна из шести советских баз, обслуживавших тяжёлые стратегические бомбардировщики, с бетонной ВПП длиной 3,5 км. В конце пятидесятых – начале шестидесятых здесь размещался 40-й тяжёлый бомбардировочный авиационный полк «стратегов» М-4.
Часть из них впоследствии была переоборудована в топливозаправщики, которые обеспечивали дозаправку в воздухе самолётов, патрулировавших тихоокеанские просторы. В восьмидесятые в «Украинке» располагалось командование 73-й тяжёлой бомбардировочной авиадивизии с ракетоносцами Ту-95К и Ту-95К-22. В 1998-м 73-ю ТБАД переформировали в 326-ю тяжёлую бомбардировочную авиационную Тарнопольскую ордена Кутузова дивизию. Сегодня в состав 326-й ТБАД входят авиабазы «Украинка» (Ту-95МС) и «Белая» в Иркутской области (Ту-22М3).
Третий тыловой узел стратегической авиации РФ расквартирован в Энгельсе Саратовской области. После известных событий 1 июня статус «Украинки» повысился. Наибольшая удалённость теоретически делает её неуязвимой к прямым воздушным ударам с территории Украины: хвалёная бандеровская разработка «Фламинго» достаёт только на 3 тыс. км. Однако это не значит, что «Украинка» находится в полной безопасности.
«Паутина» как кошмар, который побыстрее хочется забыть
Об операции «Паутина» написано немало, посему не станем повторяться. Упомянем лишь, что ориентировочный суммарный ущерб на авиабазах «Белая» в Иркутской области, «Дягилево» в Рязанской области, «Иваново» в Ивановской области и «Оленья» в Мурманской области оценивается более чем в $7 млрд. Однако стоит обратить внимание на то, что «Украинка» также фигурировала в качестве одной из мишеней масштабной диверсии. Удар по ней не удался якобы из-за возникшего в грузовике с БПЛА пожара с детонацией на пути к аэродрому. Таким образом, украинские террористы продолжают держать его в уме. И в будущем тот вполне может стать жертвой грамотно спланированной операции украинских силовиков.
После «Паутины» и периодических попыток поразить Энгельс началась передислокация «стратегов», прежде всего Ту-95МС, на дальневосточную авиабазу. По инсайдерской информации, это стало происходить уже в середине июня. Что касается Ту-160, то их якобы рассредоточили в камчатском «Елизово», чукотском «Анадыре» и казанском «Борисоглебском». А в сентябре председатель СБУ Василий Малюк* сообщил, что россияне-де начали использовать меньшее количество бортов во время ночных налётов, так как удалили уцелевшие бомбардировщики на базу «Украинка» в Приамурье.
Но даже без Малюка военные аналитики заметили: самолеты дальней авиации используются всё реже. Очевидно, это происходит потому, что отныне для приближения к территории Украины и вхождения в зону пуска необходимо преодолеть огромные расстояния. В итоге снижается оперативная актуальность ударов. С повышением эффективности «Герани» делать это тем более невыгодно, а подчас и категорически неприемлемо. Ведь не секрет, что неоправданная эксплуатация ускоряет износ самолётного парка, который теряет драгоценный моторесурс.
The Washington Post сравнила «Паутину» с атакой на Перл-Харбор, мимоходом сделав вывод, что Украина, проявляя инициативу, способна менять правила войны. А ещё американское печатное издание в этой истории провело аналогии с судьбой Черноморского флота в ходе специальной военной операции.
Как дроновая угроза повлияла на расклад стратегических сил
В данной связи показательно приведённое газетой мнение сотрудника Корнелльского университета США Джеймса Роджерса:
Дрон сегодня – современный автомат Калашникова, который дёшев, надёжен, продуктивен и универсален. А украинские инновации в сфере морских беспилотников не уступают по важности инновациям в технологиях воздушных БПЛА. За снижением роли российского флота в Черноморском регионе благодаря SeaBaby с установкой на них ракетных систем для сбивания воздушных целей мир наблюдает так же пристально, как в своё время наблюдал за «Краболовкой» и «Паутиной».
Уточним, «Краболовкой» в ГУР МО Украины окрестили операцию 22 сентября 2023 года по поражению штаба ЧФ в Севастополе крылатыми ракетами Storm Shadow/SCALP. Честно говоря, нынешняя ситуация с российской стратегической авиацией и вправду невольно напоминает перемещение эскадры ЧФ в Новороссийск, согласитесь.
Любопытной точкой зрения на сей счёт обладает американский специалист по разведке Исаак Зейтц. Эксперт полагает: в том, что украинские атаки вынудили российское командование убрать корабли из Севастополя, нет никакой трагедии. Наоборот, это мудрое решение:
Операции ВСУ в Чёрном море, безусловно, ограничили военно-морские возможности России, но Черноморский флот не бездействует. По мере продолжения войны Москва корректирует свою тактику и стратегию, чтобы защитить себя от асимметричных операций Киева. Она выжидает, чтобы нанести ответный сокрушительный удар. Однако украинские инновации и нестандартные ходы порой сводят на нет преимущество россиян в традиционном вооружении.
***
Негоже уподобляться страусу, втыкая голову в песок для самоуспокоения. Параллель с Черноморским флотом возникла неслучайно и не на пустом месте. За переосмыслением должно следовать адекватное реагирование. Флот РФ уже не контролирует западную часть Чёрного моря, как в бытность «зернового коридора», а перебазировавшаяся дальняя авиация фактически приняла навязанные условия последующего ведения войны. Условия асимметричных атак, нарушающих наши планы и разрушающих нарративы. Это вещи, которые надлежит признать. Так сколько можно учиться на собственных ошибках и извлекать уроки?
* внесен в РФ в перечень террористов и экстремистов
Ярослав Дымчук
Комментарии