«Лечение больного должно начинаться с добрых слов»
Врач Н. Магазаник о том, как доброе слово влияет на ход болезни
Норберт Магазаник.
– Почти нет таких болезней, которые не были бы связаны с происходящими в нашей жизни событиями и нашей реакцией на эти события. В том, что эта связь существует, подтверждает и мой более чем полувековой врачебный опыт, – таким наблюдением делится доктор медицинских наук, профессор Норберт Магазаник.
Еще в начале своего профессионального пути Норберт Александрович заметил, что все самые лучшие врачи следуют одному принципу. Этот принцип впервые был озвучен Гиппократом. Он гласит, что прежде всего нужно лечить больного, а не его болезнь. Норберт Магазаник согласен с этим утверждением.
На практике профессор убедился в том, что лечение больного должно начинаться не с выписки рецепта, а с добрых слов, которые, по мнению врача, обладают большим исцеляющем действием, чем все известные лекарства. В одном из своих трудов Норберт Магазаник рассказывает, как он пришел к этому убеждению.
«Я стоял пораженный и спрашивал себя, зачем говорить об этом»
Путь врача Норберта Магазаника начался в 1957 году с Московской больницы имени Боткина. Его наставником был Виктор Каневский. Норберт Магазаник наблюдал, как работает его наставник, и некоторые его действия вызывали у молодого врача недоумение.
– Например, Виктор Абрамович подробно расспрашивал у больных об их жизни, родственниках. Я помню, как какой-то молодой врач подошел к моему наставнику и сказал об одной пациентке: «Виктор Абрамович, эта больная недавно похоронила мужа, детей у них не было, теперь она живет одна, пенсия у нее очень маленькая». Я слушал все это и не понимал, зачем занятому врачу знать такие подробности. Ведь на диагноз и лечение это никак не влияет, – с удивлением размышлял молодой врач Норберт Магазаник.
Все же молодому врачу вскоре пришлось изменить свое мнение. Однажды Норберту Магазанику поручили курировать одну больную с сердечной недостаточностью. Несмотря на старания врача, эта женщина чувствовала себя все хуже. Норберт Магазаник впал в отчаяние. Ему было тяжело смотреть в глаза больной. А еще тяжелее было видеть в них недоверие и осуждение. Молодой врач рассказал об этих трудностях своему наставнику.
– Виктор Абрамович был огорчен, когда я рассказал ему о состоянии этой больной. Мы вместе пошли к ней в палату. Мой наставник сел возле этой женщины и несколько секунд смотрел на нее с состраданием, не произнося ни слова. Затем он вздохнул и сочувствующие произнес: «Голубушка, как же вы настрадались». Я стоял пораженный и спрашивал себя, зачем врачу тратить время и говорить об этом. Не лучше ли сделать вид, что ничего не происходит, и приступить к обычному осмотру? – такой мысленный диалог вел с самим собой Норберт Магазаник.
Пока молодой врач морщил лоб, чтобы понять своего наставника, Виктор Каневский продолжал разговаривать с больной. Он был настолько внимательным и доброжелательным, что и самому Норберту Магазанику от этих слов стало легче на душе. И только сейчас он отважился посмотреть на больную.
Молодой врач заметил, что выражение лица пациентки стало мягким, она улыбалась. В этот момент молодой врач понял, что это произошло только потому, что в начале разговора его наставник просто пожалел больную, отнесся к ней не как врач, а как человек.
И только после слов сочувствия Виктор Каневский приступил к осмотру. В конце он сказал больной: «Ваше положение, конечно, простым не назовешь. Но мы с вами не сдадимся, изменим кое-что в вашем лечении». После этих слов Виктор Каневский встал со стула и направился к выходу. В этот момент Норберт Магазаник посмотрел на свою больную. Она провожала врача сияющим взглядом.
Теперь она была убеждена, что ей действительно помогут.

Почему не все больные нуждаются в лечении
Работая под руководством Виктора Каневского, Норберт Магазаник сделал еще одно открытие, которое его поразило. Он понял, что не все больные нуждаются в лечении. Нередко причина болезни человека связана с его реакцией на те события, которые происходят в его жизни.
– У одного больного были проблемы с сердцем. Он лежал уже в нескольких больницах, но его состояние не улучшалось. Все изменилось, когда врач поинтересовался у этого больного, есть ли у него родственники. Оказалось, что пациент почти пять лет не общается со своим сыном и внуками. После семейного конфликта сын прекратил общение с отцом. А через полгода после этого последнего начали беспокоить боли в сердце. Они прекратились лишь после того, как отец с сыном помирились, – такую историю рассказал Норберт Магазаник.
Норберт Магазаник отмечает, что его наставник Виктор Каневский всегда был по-особенному внимателен к страхам и тревогам своих больных. Например, одна пациентка пожаловалась ему, что в прошлом ей пришлось обойти кабинеты многих медицинских светил, но они не смогли ее вытащить из болезней. Поэтому эта женщина не питала никаких надежд на свое выздоравливание. Когда Виктор Каневский узнал об опасениях этой больной, он мягко, но с укоризной сказал ей: «У всех людей глаза находятся спереди, а вы все назад смотрите».
Еще один пациент Виктора Каневского переживал из-за того, что всю жизнь ему придется соблюдать строгую диету. Он говорил врачу, что жизнь с таким ограничением – это не жизнь. Чтобы приободрить этого пациента, Виктор Каневский полушутя и дружелюбно произнес: «Перестаньте смотреть на этот мир желудком. Оглянитесь вокруг, и вы увидите, сколько в этом мире интересного и приятного».
Методика исцеления словом Виктора Каневского настолько вдохновила Норберта Магазаника, что он стал искать подтверждение ее эффективности в практике других врачей. Он познакомился с трудом швейцарского врача Поля Дюбуа. Этот врач утверждал, что всякую болезнь сопровождает то или иное психическое страдание. А следовательно, больного нужно начинать лечить с сопереживающего и убедительного слова.

Прочитав этот труд, Норберт Магазаник осознал, почему пациенты Виктора Каневского проникались к нему таким доверием и надеждой в свое выздоравливание. Восторженный врач направился к своему наставнику и дал ему эту книгу. В то время Виктор Каневский уже был на пенсии. Через несколько дней он возвратил книгу своему ученику и с добродушной улыбкой произнес: «Норберт Александрович, об этом мне было известно всегда».
– Я разговаривал со своими больными также, как и мой наставник. Я не изменял этому правилу, даже когда общался с безнадежными и умирающими людьми. Я убежден, что этим несчастным не нужно сообщать всю правду, как это стало модным сейчас, тем самым отнимая у них последнюю надежду. Я также убежден в том, что для успешного лечения больного мало знать то, какие лекарства ему назначить. Куда важнее найти нужные слова и разговаривать с пациентом, как с человеком, который испытывает душевные страдания, – говорит Норберт Магазаник.
P.S
.Расул Гамзатова
Я слышал, что стихами Авиценна
Писал рецепты для больных людей,
Я слышал, что излечивал мгновенно
Больных своею музыкой Орфей.
Комментарии