Гениальность и помешательство в рассказе А.П. Чехова "Чёрный монах"
"Он всем своим творчеством и особенно рассказом «Черный монах» говорит, что художник - не от мира сего, что он не участвует в игрищах на ярмарке тщеславия, что он находится вне социума, не занимает ни министерских, ни генеральских, никаких значимых должностей, он сидит, образно говоря, на облаке и свидетельствует, как Бог, жизнь людей: не лечите творца, не меняйте его ментальность, она часто не совпадает со своим временем, не суйтесь к творцу с тяпками и грядками."
Так отзывался о рассказе писателя Антона Павловича Чехова "Черный монах " Юрий Кувалдин. Действительно, между гениальностью и психическим расстройством проходит очень тонкая грань. Поэтому "Черный монах " интересен не только с точки зрения литературы (поиск новых художественных образов), но и со стороны медицины (история развития психического заболевания главного героя - магистра философии Коврина). Таким образом, на примере этого рассказа можно понять какую важную роль при создании художественных образов героев играет знание психиатрии.
В своём произведении Чехов показал насколько мировоззрение, образ жизни человека влияют на восприятие им самим своего болезненного состояния.
Главный герой рассказа - магистр философии Андрей Васильевич Коврин по совету врача, чтобы снять нервное перенапряжение, вызванное постоянной тяжёлой умственной деятельностью, отправляется в имение своего опекуна Евгения Семёновича Песоцкого - место, где он провел свое детство: "То, что было декоративною частью сада и что сам Песоцкий презрительно обзывал пустяками, производило на Коврина когда-то в детстве сказочное впечатление. Каких только тут не было причуд, изысканных уродств и издевательств над природой! Тут были шпалеры из фруктовых деревьев, груша, имевшая форму пирамидального тополя, шаровидные дубы и липы, зонт из яблони, арки, вензеля, канделябры и даже 1862 из слив — цифра, означавшая год, когда Песоцкий впервые занялся садоводством. Попадались тут и красивые стройные деревца с прямыми и крепкими, как у пальм, стволами, и, только пристально всмотревшись, можно было узнать в этих деревцах крыжовник или смородину. Но что больше всего веселило в саду и придавало ему оживленный вид, так это постоянное движение. От раннего утра до вечера около деревьев, кустов, на аллеях и клумбах, как муравьи, копошились люди с тачками, мотыками, лейками..."
Но вместо отдыха он продолжает вести прежний образ жизни: постоянно работает, мало спит. Казалось бы, он в гостях, есть все условия : прекрасный сад, пение птиц, приятное общение с Песоцким и его дочерью Татьяной. Но именно атмосфера, царившая в этом имении, усиливала нервное напряжение героя и, можно сказать , послужила толчком для развития душевного расстройства: "он продолжал вести такую же нервную и беспокойную жизнь", "много говорил, пил вино, курил дорогие сигары", "слушал музыку и пение".
Из повествования читатель узнает, что Песоцкий и его дочь Татьяна считали Коврина гениальным человеком: "Ведь вы знаете, мой отец обожает вас. Иногда мне кажется, что вас он любит больше, чем меня. Он гордится вами. Вы ученый, необыкновенный человек, вы сделали себе блестящую карьеру, и он уверен, что вы вышли такой оттого, что он воспитал вас".
Песоцкий, для которого сад был смыслом жизни , страшно боялся, что если его дочь Татьяна выйдет замуж и у неё будет своя семья, то садом будет не кому заниматься; считал что главный враг сада - "чужой человек ". Поэтому ему хотелось, чтобы Коврин женился на его дочери: "Я хочу спросить: что будет с садом, когда я помру?.. Кто будет смотреть? Кто будет работать? Садовник? Работники? Да?.. Если бы у вас с Таней наладился как-нибудь роман... Если бы у тебя с Таней сын родился, то я бы из него садовода сделал". Но бедный старик никак не предполагал, что именно Андрей станет тем самым "чужим человеком-разрушителем".
Гуляя в один из дней с Таней, Андрей рассказывает ей легенду про чёрного монаха, которую он не может вспомнить где прочитал или услышал: "Тысячу лет тому назад какой-то монах, одетый в черное, шел по пустыне, где-то в Сирии или Аравии... За несколько миль от того места, где он шел, рыбаки видели другого черного монаха, который медленно двигался по поверхности озера. Этот второй монах был мираж. Теперь забудьте все законы оптики, которых легенда, кажется, не признает, и слушайте дальше. От миража получился другой мираж, потом от другого третий, так что образ черного монаха стал без конца передаваться из одного слоя атмосферы в другой. Его видели то в Африке, то в Испании, то в Индии, то на Дальнем Севере... Наконец, он вышел из пределов земной атмосферы и теперь блуждает по всей вселенной, все никак не попадая в те условия, при которых он мог бы померкнуть. Быть может, его видят теперь где-нибудь на Марсе или на какой-нибудь звезде Южного Креста. Но, милая моя, самая суть, самый гвоздь легенды заключается в том, что ровно через тысячу лет после того, как монах шел по пустыне, мираж опять попадет в земную атмосферу и покажется людям. И будто бы эта тысяча лет уже на исходе... По смыслу легенды, черного монаха мы должны ждать не сегодня — завтра".
Использование Чеховым таких фраз как "Не помню, вычитал ли я ее откуда или слышал", "Или, быть может, черный монах снился мне?" и последующую реакцию Татьяны: "- Странный мираж, — сказала Таня, которой не понравилась легенда" не случайно, так как писатель уже таким образом показывает , что образ черного монаха - это плод воображения героя, в чем читатель впоследствии узнает из повествования.
Первый раз Коврин увидел монаха возле реки: "Уже пронесясь сажени на три, он оглянулся на Коврина, кивнул головой и улыбнулся ему ласково и в то же время лукаво".
Поняв, что никто кроме него не видел монаха, и радуясь тому, что удалось увидеть его лицо, Андрей не стал никому об этом рассказывать, но при этом уже почувствовал свою исключительность. Однако и гости и Таня увидели, что он не выглядел как обычно: "Он громко смеялся, пел, танцевал мазурку, ему было весело, и все, гости и Таня, находили, что сегодня у него лицо какое-то особенное, лучезарное, вдохновенное, и что он очень интересен".
Иллюстрация из интернета.
Потом у Андрея, как у человека умного и образованного, все же появились сомнения, что с ним что-то не так, однако в то же время он не считает, что это как-то отразится на его жизни: "Ему пришло в голову, что если этого странного, сверхъестественного монаха видел только он один, то, значит, он болен и дошел уже до галлюцинаций. Это соображение испугало его, но не надолго. "Но ведь мне хорошо, и я никому не делаю зла; значит, в моих галлюцинациях нет ничего дурного», — подумал он, и ему опять стало хорошо".
Выступая в роли миротворца в возникшей ссоре между Песоцким и Татьяной Андрей и здесь почувствовал свою возвышенность и исключительность, а так же ему показалось, что он любит эту девушку:" И он чувствовал, что его полубольным, издерганным нервам, как железо магниту, отвечают нервы этой плачущей, вздрагивающей девушки. Он никогда бы уж не мог полюбить здоровую, крепкую, краснощекую женщину, но бледная, слабая, несчастная Таня ему нравилась".
Иллюстрация из интернета.
А тем временем видения черного монаха у Андрея продолжаются. В самом начале герой ещё осознает, что чёрный монах - это призрак, созданный его воображением, однако он для него уже не просто элемент видения, а уже полноценный собеседник, который внушает ему идеи о его исключительности и великом будущем: "Ты один из тех немногих, которые по справедливости называются избранниками божиими. Ты служишь вечной правде. Твои мысли, намерения, твоя удивительная наука и вся твоя жизнь носят на себе божественную, небесную печать, так как посвящены они разумному и прекрасному, то есть тому, что вечно".
Иллюстрация из интернета.
Через их диалог Чехов затрагивает тему взаимосвязи гениальности и помешательства: " А почему ты знаешь, что гениальные люди, которым верит весь свет, тоже не видели призраков? Говорят же теперь ученые, что гений сродни умопомешательству. Друг мой, здоровы и нормальны только заурядные, стадные люди. Соображения насчет нервного века, переутомления, вырождения и т. п. могут серьезно волновать только тех, кто цель жизни видит в настоящем, то есть стадных людей".
Таким образом, у героя возникает идея о том, что если он душевно болен и видит то, что не видят другие, то он является гением, а следовательно создан для великих свершений. Так, постепенно у него возникает мания величия: "То немногое, что сказал ему черный монах, льстило не самолюбию, а всей душе, всему существу его. Быть избранником, служить вечной правде, стоять в ряду тех, которые на несколько тысяч лет раньше сделают человечество достойным царствия божия, то есть избавят людей от нескольких лишних тысяч лет борьбы, греха и страданий, отдать идее все — молодость, силы, здоровье, быть готовым умереть для общего блага, — какой высокий, какой счастливый удел!"
Затем Коврин признался Татьяне в любви.
Но та любовь, которую он придумал в своём воображении была недостижима: "Я хочу любви, которая захватила бы меня всего, и эту любовь только вы, Таня, можете дать мне. Я счастлив! Счастлив!"
Даже здесь Антон Павлович с помощью различных мелких деталей подчеркивает не искренность чувств героя, созданный образ любви в его воображении: "привык любить" , "хочу любви, которая захватила бы меня целиком".
Татьяна , вместо искренней радости, что она любима, испытывала чувства, похожие на страх, отчаяние и желание убежать: "Она была ошеломлена, согнулась, съежилась и точно состарилась сразу на десять лет". "Она изумлялась, недоумевала, не верила себе... То вдруг нахлынет такая радость, что хочется улететь под облака и там молиться богу, а то вдруг вспомнится, что в августе придется расставаться с родным гнездом и оставлять отца, или, бог весть откуда, придет мысль, что она ничтожна, мелка и недостойна такого великого человека, как Коврин, — и она уходит к себе, запирается на ключ и горько плачет в продолжение нескольких часов".
Егор Семёнович Песоцкий испытывал тоже противоречивые чувства: "Он работал с утра до ночи, все спешил куда-то, выходил из себя, раздражался, но все это в каком-то волшебном полусне. В нем уже сидело как будто бы два человека: один был настоящий Егор Семеныч, который, слушая садовника Ивана Карлыча, докладывавшего ему о беспорядках, возмущался и в отчаянии хватал себя за голову, и другой, не настоящий, точно полупьяный..."
А Коврин тем временем продолжал усердно работать и поэтому не замечал суеты, связанной с подготовкой к свадьбе. А встречи с чёрным монахом стали для него неотъемлемой частью жизни:
"Однажды монах явился во время обеда и сел в столовой у окна. Коврин обрадовался и очень ловко завел разговор с Егором Семенычем и с Таней о том, что могло быть интересно для монаха; черный гость слушал и приветливо кивал головой, а Егор Семеныч и Таня тоже слушали и весело улыбались, не подозревая, что Коврин говорит не с ними, а со своей галлюцинацией".
Свадьба прошла "с треском", "с бестолковою гульбой, продолжавшеюся двое суток". После произошёл момент, который стал для героя переломным. Его стало беспокоить, то что он все время чувствует себя безумно счастливым: "Мне кажется странным, что от утра до ночи я испытываю одну только радость, она наполняет всего меня и заглушает все остальные чувства. Я не знаю, что такое грусть, печаль или скука. Вот я не сплю, у меня бессонница, но мне не скучно. Серьезно говорю: я начинаю недоумевать". В это время просыпается жена и окончательно осознает, что Коврин психическим болен: "Ты болен! — зарыдала она, дрожа всем телом. — Прости меня, милый, дорогой, но я давно уже заметила, что душа у тебя расстроена чем-то... Ты психически болен, Андрюша..."
Иллюстрация из интернета.
Таня и Егор Семёнович отвезли его к врачу, чтобы тот назначил лечение. Да, врачи помогли ему избавиться от галлюцинаций, но герою не стало легче: он разочаровался в себе самом. Если во время болезни Коврин был бесконечно счастлив, думал, что его главная цель - служить на благо людей, то после лечения его настигло разочарование: осознание того, что его порывы не совпадают с реальными возможностями: "Зачем, зачем вы меня лечили? Бромистые препараты, праздность, теплые ванны, надзор, малодушный страх за каждый глоток, за каждый шаг — всё это в конце концов доведет меня до идиотизма. Я сходил с ума, у меня была мания величия, но зато я был весел, бодр и даже счастлив, я был интересен и оригинален. Теперь я стал рассудительнее и солиднее, но зато я такой, как все: я — посредственность, мне скучно жить... О, как вы жестоко поступили со мной! Я видел галлюцинации, но кому это мешало? Я спрашиваю: кому это мешало?" Ему казалось, что покинув его, черный монах как будто забрал лучшую часть его души, полную счастья, радости. Погрузиввшись в тоску и печаль, он становится раздражительным и злым, тем самым разрушая жизнь своих близких. Коврин не смог смирится с тем, что его гениальность - это следствие болезни, что на самом деле он посредственный как и его близкие люди, которых черный монах называл "стадом". Всё его отрицательные качества появлялись все сильнее, что делало жизнь его близких невыносимой: "Не понимая, отчего так резко изменились их милые, благодушные отношения, Таня жалась к отцу и с тревогой заглядывала ему в глаза; она хотела понять и не могла, и для нее ясно было только, что отношения с каждым днем становятся все хуже и хуже, что отец в последнее время сильно постарел, а муж стал раздражителен, капризен, придирчив и неинтересен".
Коврин тосковал по своему болезненному состоянию, в котором его жизнь была прекрасна и удивительна. Однако потом он смирился. Место на кафедре за ним сохранили, несмотря на то, что он был вынужден прервать преподаваиельскую деятельность на время лечения. Жил он теперь с другой женщиной - Варварой Николаевной, которой охотно подчинялся как ребёнок.
Татьяна очень тяжело переживала то разочарование, которое испытала, когда поняла, что человек, которого она считала гениальным, на само деле оказался душевнобольным.
Егор Семёнович Песоцкий скончался от сильных потрясений. То чего он так боялся сбылось: после его смерти в саду хозяйничали другие люди. И тот, кого он считал родным и близким, оказался не просто чужим, а ещё и страшным разрушителем. Может, если бы Песоцкий не относился отрицательно к тому молодому человеку, который играл на флейте, возможно жизнь его и Татьяны сложилась бы по-другому . Иногда и чужой на первый взгляд человек может стать родным и близким .
Письмо Татьяны , в котором она обвиняет Коврина в разрушенной жизни - это своего рода расплата, которая настигает героя в Крыму, куда он поехал с Ваварой Николаевной после того как заболел чахоткой: "Сейчас умер мой отец. Этим я обязана тебе, так как ты убил его. Наш сад погибает, в нем хозяйничают уже чужие, то есть происходит то самое, чего так боялся бедный отец. Этим я обязана тоже тебе. Я ненавижу тебя всею моею душой и желаю, чтобы ты скорее погиб. О, как я страдаю! Мою душу жжет невыносимая боль... Будь ты проклят. Я приняла тебя за необыкновенного человека, за гения, я полюбила тебя, но ты оказался сумасшедшим..."
Андрей не смог дочитать письмо до конца, им овладело беспокойство и страх. Когда он почувствовал что умирает, то его посещает черный монах и упрекают, в том, что герой ему не поверил: "Отчего ты не поверил мне? — спросил он с укоризной, глядя ласково на Коврина. — Если бы ты поверил мне тогда, что ты гений, то эти два года ты провел бы не так печально и скудно". Сначала Коврин хотел позвать Варвару Николаевну, но вместо этого в последние минуты жизни он звал Таню и свою прошлую жизнь: "...свою молодость, смелость, радость, звал жизнь, которая была так прекрасна. Он видел на полу около своего лица большую лужу крови и не мог уже от слабости выговорить ни одного слова, но невыразимое, безграничное счастье наполняло все его существо. Внизу под балконом играли серенаду, а черный монах шептал ему, что он гений и что он умирает потому только, что его слабое человеческое тело уже утеряло равновесие и не может больше служить оболочкой для гения".
Таким образом, в своём произведении Чехов показал как пример одержимости делом , который герой видел в детстве, когда жил в имении опекуна Егора Семёнович Песоцкого , привёл к трагическим последствиям. Работа день и ночь на протяжении длительного времени, сопряженная с сильными умственными нагрузками без перерыва на отдых приводит к возникновению у Коврина сильного нервного истощения, а затем к развитию психического заболевания. Образ черного монаха формируется самим главным героем, то есть выступает элементом разрушения личности в результате заболевания манией величия. Вопросы, которые задает Андрей монаху - это вопросы, которые он задает сам себе и у него уже готов ответ на каждый из них. Поэтому герою не раз начинает казаться, что чёрный монах повторяет его собственные мысли.
Ещё наиболее важную роль играет так же то, что Коврин осознавал, что заболел, но не сказал об этом Татьяне, а напротив делал все, чтобы она не догадалась. На начальной стадии он мог себя контролировать и считал, что его галлюцинации никому не мешают. Но чем это оказалось сложнее, а потом и вовсе невозможно: встречи с чёрным монахом стали частыми (болезнь прогрессировала) и близкие стали замечать его странное поведение и в конце концов отправили его на лечение. Трагедия Андрея Васильевича Коврина не только в разрушении семьи из-за его болезни (попытки сокрытия своего состояния от невесты и ее отца, а потом необоснованные претензии близким после выздоровления). Главная трагедия - это утрата героем иллюзии собственной гениальности и осознание собственной посредственности. На самом деле Коврин так и не смирился с утратой, скучал по тому состоянию, в котором мир был яркий и удивительный и поэтому в последние минуты жизни зовёт прошлое и черный монах приходит к нему: "Внизу под балконом играли серенаду, а черный монах шептал ему, что он гений и что он умирает потому только, что его слабое человеческое тело уже утеряло равновесие и не может больше служить оболочкой для гения".Когда Варвара Николаевна проснулась и вышла из-за ширм, Коврин был уже мертв, и на лице его застыла блаженная улыбка ".
Комментарии