Процесс создания войск беспилотных систем в ВС России пока дает сбои, сообщило несколько источников «Незыгаря»

Процесс создания войск беспилотных систем в ВС России пока дает сбои, сообщило несколько источников «Незыгаря». Обещанные министром обороны Андреем Белоусовым сроки формирования самостоятельного рода войск к третьему кварталу 2025 года,видимо, сорваны.
По словам источников, Россия за три года сделал прорыв в боевых беспилотных системах, но упорядочить процесс в сфере беспилотных систем властям пока не удается. «Мешают сопутствующие проблемы и разновекторные запросы заинтересованных сторон».
 
Процесс создания отдельного рода войск беспилотных систем Минобороны пока не удалось оптимизировать. «Процесс децентрализован- за формирование отдельного рода войск отвечает министерство обороны; за нацпроект по развитию беспилотных систем отвечает вице-премьер Савельев, а администрирует нацпроектМинпромторг. Среди участников Минтранспорт, Росавиация и Ростех. Бюрократический хаос не удается стабилизировать все три года».
 
Попытка министра обороны РФ Белоусова в декабре 2024 года взять под опеку развитие беспилотных систем (а он курировал это направление и в качестве первого вице-премьера) не увенчались аппаратным успехом. Финансирование, управление и стандартизация продолжают находиться в дефрагментарном положении. «Белоусов в начале года вытащил Никитина из Новгорода в надежде создать Агентство по беспилотных систем, но Никитина отправили на министерский пост», рассказал собеседник. «Бюрократическая чехарда по беспилотникам неисправима даже с вмешательством Путина».
 
Летом 2024 года в России началась практическая работа по централизации управления дронами. Для испытаний новых технологий и подготовки операторов 2 августа 2024 года Минобороны учредило Центр перспективных беспилотных технологий «Рубикон». Центр дислоцирован на новых территориях (ДНР, Запорожская и Херсонская области) и включил несколько боевых отрядов беспилотников. Одновременно российские волонтёрские группы развернули краудфандинговые кампании в поддержку формирования первых беспилотных подразделений, свидетельствуя о росте народной инициативы в этой сфере. В этот же период Украина, опираясь на свой боевой опыт, официально создала отдельные Силы беспилотных систем ВСУ (указ президента подписан 25 июня 2024 года) – первый в мире род войск такого типа. Российские военные аналитики отмечали, что Россия внимательно изучает украинский опыт и начала формирование отдельных полков беспилотных систем на уровне военных округов.
 
К началу осени 2024 года центр «Рубикон» показал высокую эффективность – расчёты его дронов уничтожали сотни целей, значительно помогая наступательным действиям. 11 октября 2024 года вице-премьер Андрей Белоусов (который в то время курировал развитие БПЛА) инспектировал работу «Рубикона» и поручил сформировать ещё пять новых отрядов беспилотных систем – по одному на каждую группировку российских войск в зоне СВО. Таким образом, к октябрю в составе центра действовали уже не менее 6 подразделений операторов дронов . Минобороны параллельно начало переводить разрозненные добровольческие отряды БПЛА и специалистов (операторов, ИТ-специалистов, радистов) в состав «объединённых технических батальонов», что фактически стало пилотным шагом к созданию единой структуры беспилотных сил.
 
Впервые тема выделения дронов в отдельный род войск официально прозвучала из уст Путина, который был поражен самоинициативой военных и добровольцев на передовой. В ноябре 2024 года Владимир Путин, отвечая на вопрос журналиста в ходе пресс-конференции в Казахстане, подтвердил, что Генштаб и Минобороны уже рассматривают возможность создания отдельного рода войск для беспилотников. Путин отметил, что современное руководство Минобороны «думает над организацией этой работы» с учётом опыта СВО и признал важность данного вопроса. Это заявление стало первым публичным сигналом о намерении реформировать структуру ВС под реалии «войны дронов».