Обнаружен «последний вздох» советского автопрома

На модерации Отложенный
Москвич «двухтысячного года», который так и не увидел свет

В 2006 году от автозавода «Москвич» остались рожки да ножки, он полностью обанкротился. На улицах страны до сих пор можно видеть неказистые разваливающиеся гробы, которые выпускал этот завод в 90-х и начале двухтысячных… Говорят, во всём виноваты неразбериха и невыгодное положение предприятия. Единственное, почему его жаль, это потому, что «Истру» так и не удалось запустить в массовое производство – а это было вполне возможно. И какой бы это был автомобиль!

У меня на коленях лежит старый пожелтевший номер «Юного техника» за 1991 год. Он пахнет сыростью и дачей, а на его страницах – странный автомобиль, который выглядит, как будто его выпустили лет семь-восемь назад. Тем не менее это тот самый «Москвич «Истра», который так и остался в виде прототипа.

В интернете есть фотографии этого самого прототипа: он до сих пор стоит на неработающем заводе (говорят, его потихоньку растаскивают на сувениры). Но статья, которая была опубликована в июльском «ЮТ» за 1991 год, приоткрывает завесу над тем, каким бы мог быть сейчас «Москвич». Давайте посмотрим:

«…Начальник экспериментального цеха предложил сначала обратиться за разрешением к главному конструктору. Впрочем, это понятно: пока новая модель не появилась на улицах, лучше поменьше показывать её постороннему глазу. И нашими автомобилями могут интересоваться «спецы» из-за рубежа – такие, например, как Питер Робинсон из австралийского журнала «Уилс», шпионаж которого недавно был разоблачён…»

Дальше корреспонденту «ЮТ» конструкторы рассказывают об «Истре». Тут есть всё: и автоматическая коробка передач с плавным переключением скоростей, и лёгкий корпус, и мешки безопасности, и АБС.

«…Из рисунков и схем красочного альбома стало ясно, что снижение расхода топлива, а заодно и проблема выброса вредных веществ в «Истре» решается комплексно. Теплоизоляция камер решает потери энергии. Специальный стартёр-генератор, аналогичный династартёру на мотороллере «Тула-2000″, не позволит работать двигателю вхолостую. Электронно-управляемая система подачи топлива отрегулирует и поддержит оптимальный расход горючего и сможет при необходимости самоподстроиться. Кроме того, стартёр-генератор и электронная система топливоподачи снижают выбросы в атмосферу вредных веществ…

Но и это ещё не всё. То, о чём рассказывалось на следующих страницах, поражало совершенно. Оказывается, новый двигатель устроит любое топливо: бензин, керосин, солярка, даже… растительное масло!

- Полезной энергии оно даёт в 1,6 раза больше, чем бензин, – пояснил руководитель группы, – а кругооборот в экосфере получится полностью замкнутым: выделяемую при сгорании двуокись углерода поглощают растения, из них снова получаем масло…»

Вот ещё кое-что по поводу электроники «Истры»:

«…Так сама логика разговора привела нас в святая святых завода – вычислительный центр.

Из-за приоткрытой двери доносилась мелодичная перекличка «персоналок». Работавшие в зале молодые инженеры были так поглощены работой, что никто не обратил на нас особого внимания.

- Без электроники сейчас не обойтись ни конструктору, ни самому автомобилю, – продолжал Алексей. – Как, например, «Истре» удаётся быстро «соображать» и реагировать на обстановку? Дело в том, что она имеет поистине «железные нервы и железные мускулы». «Нервы» – датчики. Они моментально улавливают ускорение, замедление, крен… и сообщают в «мозговой центр» – ЭСУ-процессор. А уж он мгновенно принимает решение и подаёт команду «мускулам» – пневмоцилиндрам.

Вот как действует этот механизм на примере управляемой пневмоподвески. Подавая дополнительно газ в пневмоцилиндры, она «поднатуживает» подрессоривание переднего моста при торможении – чтобы не «клевал»; заднего – при ускорении, чтобы «не приседал»; правой или левой – при соответствующих кренах, чтобы не заваливался.

В зависимости от дороги и скорости будет меняться жёсткость подрессоривания, а также высота положения кузова – от 140 до 240 мм. Всё это создаёт в «Истре» невиданный для отечественных машин комфорт…»

И ещё одна интересная деталь: планировалось, что приборная доска сможет проецироваться прямо на лобовое стекло:

«…На прозрачный экран с помощью кинескопа выводится цифровая информация о скорости, изображения с телекамеры заднего обзора, линии края дороги и расстояния до момента остановки при экстренном торможении.

Автомобиль теперь способен «видеть» даже в условиях сильного тумана, дождя или снегопада. Расположенное в его передней части приёмо-передающее устройство, аналогичное тепловизору, реагирует на тепловое излучение людей, животных, других предметов и посылает изображение на экран…»

Ну и наконец, конструкторов спрашивают, когда же автомобиль появится на улицах, на что главный конструктор Александр Сорокин отвечает:

«- Мы сегодня живём не за счёт дотации государства, а от продажи своей продукции. В таких условиях надо не только ставить новые задачи, но и успешно, быстро их решать – по-другому просто не выживем. Так что года через два, надеемся, первая «Истра» выйдет из ворот завода».

То есть в 1993 году. Не выжили, не вышла, до сих пор всё там же стоит. Фотографии взял современные, так как в «ЮТ», конечно, и качество печати не очень, да и фотографий мало.