Трамп привел Индию и Китай к сближению. Разбор


Фото: REUTERS/Alexander Drago

Из-за политики президента США Дональда Трампа имевшие разногласия Индия и Китай стали стремительно сближаться. За последнее время они договорились активнее взаимодействовать в вопросах обеспечения безопасности на приграничных районах и перешли к обсуждению сотрудничества по многим другим вопросам. Как Вашингтон заставил недавних соперников забывать старые обиды — в материале «Известий».

Предыстория отношений

• Исторически Индия и Китай, две самые населенные страны в мире, остро соперничали друг с другом за лидерство в Азии. При этом иногда их конкуренция выливалась в открытые военные, пускай и локальные, противостояния. Так, в мае 2020 года в высокогорном Ладакхе, находящемся между Гималаями и хребтом Куньлунь, произошли стычки армий на линии фактического контроля (ЛАК), что подтолкнуло Пекин и Нью-Дели к увеличению численности войск вдоль границы. Позднее, в декабре 2022 года, новые столкновения зафиксировали уже на участке ЛАК в индийском штате Аруначал-Прадеш. В результате инцидента солдаты обеих сторон получили травмы.

• Тем не менее, в августе 2025 года премьер-министр Индии Нарендра Моди принял в Нью-Дели министра иностранных дел КНР Ван И и провел с ним переговоры. Стороны достигли договоренности активнее взаимодействовать в обеспечении безопасности на приграничных территориях, а также обменялись мнениями по ключевым региональным и международным вопросам. Моди отметил, что планирует поехать в Китай 31 августа, чтобы принять участие в саммите Шанхайской организации сотрудничества.

Претензии США

Сближение двух недавних соперников происходит на фоне давления, которое на них стал оказывать президент США Дональд Трамп. Напряжение в отношениях с Китаем у него накапливались уже долгие годы по ряду причин, из которых сам Трамп особенно выделяет создание искусственных торговых барьеров для американских корпораций.

• Весной 2025 года начался новый виток торговой конфронтации между Китаем и США. Трамп объявил о введении пошлин на продукцию почти двухсот государств, отдельно установив 34-процентный тариф для китайских товаров. В ответ Пекин с 10 апреля ввел зеркальные сборы — 34% на весь импорт из США. После этого Вашингтон поднял тарифы для Китая уже до 104%, тогда как Пекин увеличил свои встречные пошлины до 84%. Последующая серия ответных мер привела к тому, что совокупные американские тарифы достигли 145%, а китайские — 125%.

• 12 мая 2025 года Пекин и Вашингтон пришли к временной договоренности о снижении торговых барьеров на три месяца. В рамках соглашения Китай сократил тарифы на продукцию из США с 125% до 10%, а американская сторона уменьшила пошлины на китайский импорт со 145% до 30%. Затем стороны снова продлили это решение на три месяца.

• С Индией у США также возникли серьезные трения, хотя характер претензий отличался. Нью-Дели обвиняли в протекционистской политике, которая ограничивала доступ американских товаров на индийский рынок, и в избыточной поддержке собственных производителей.

Дополнительным фактором стало сотрудничество Индии с Россией, прежде всего в энергетической сфере.

• США 6 августа установили для Индии дополнительные торговые пошлины в размере 25% в ответ на ее закупки российской нефти. После этого общий уровень американских тарифов для Индии достигнет 50%. По словам Трампа, введение таких мер связано с тем, что Нью-Дели напрямую или через посредников продолжает приобретать нефть у России.

Изменение позиций

Экономическая политика Трампа, прежде всего введение новых тарифов в отношении Китая и Индии, заметно повлияла на трансформацию их отношений. Долгое время Пекин и Нью-Дели находились в состоянии серьезных разногласий, основанных на территориальных спорах и исторической конкуренции. Однако давление со стороны США постепенно меняет расстановку сил. Для Китая ключевой задачей стало смягчение последствий американских пошлин, которые ударили по промышленности и экспортно ориентированным компаниям. Индия же оказалась под давлением за сотрудничество с Россией, что сделало ее экономику более уязвимой к внешним рискам.

• В таких условиях обе азиатские страны начали искать новые возможности для компенсации убытков и выстраивания альтернативных экономических каналов. Совместные проекты, ранее воспринимавшиеся как затруднительные из-за взаимного недоверия, стали предметом переговоров на высшем уровне. Пекин усилил внимание к индийскому рынку как к перспективному направлению для инвестиций и экспорта. В свою очередь в Нью-Дели стали рассматривать Китай как возможного партнера, способного смягчить давление со стороны Вашингтона. В результате сформировалась тенденция к постепенному сближению, основанному на необходимости адаптироваться к изменившейся глобальной конъюнктуре.

• Внешнеэкономическая политика Трампа фактически подтолкнула Индию и Китай к поиску точек соприкосновения в экономике и политике. Эти процессы затронули такие сферы, как энергетика, торговля, инфраструктурные инициативы и участие в региональных организациях. Совместные интересы в условиях внешнего давления стали восприниматься важнее прежних споров.

• Однако сохраняется риск того, что внешнее давление США может вызвать осторожность и нежелание Индии и Китая идти на глубокую интеграцию экономических отношений. В целом есть вероятность реального сотрудничества, особенно в практических сферах, где интересы сторон совпадают. Впрочем, его масштаб ограничен сложностью политических и стратегических отношений. Пекин и Нью-Дели будут балансировать между национальными интересами и глобальными экономическими рисками.

При написании материала «Известия» беседовали и учитывали мнения:

  • политолога-американиста Дмитрия Дробницкого;
  • главного научного сотрудника Института США и Канады Владимира Васильева.