Репрессии против русских в Молдавии: за решетку брошена башкан Гагаузии

Автор: Агидель Епифанова
Репрессии против русских (и прорусских) нарастают в мире с каждым днем. Наши люди томятся в тюрьмах Прибалтики, «дружественного» (по версии статусных московских политиков) Азербайджана и еще более «дружественных» (по версии тех же политиков) стран Средней Азии.
Но, кажется, впервые за решетку брошена глава целой автономии. Кишиневский суд приговорил башкана Гагаузии Евгению Гуцул к семи годам лишения свободы.
Для справки: в 1990 году жители Гагаузии, расположенной на юге Молдавии, провозгласили самостоятельную республику. Четыре года спустя она была преобразована в автономное территориальное образование (АТО) Гагаузия в составе Республики Молдова. При этом в принятом соглашении оговаривалось, что в случае вхождения Молдавии в состав Румынии гагаузы оставляют за собой право на самоопределение. В автономии три официальных языка – русский, гагаузский и молдавский, преподавание в учебных заведениях ведется в основном на русском языке. 99% гагаузов исповедуют Православие и относятся к Русской православной церкви Московской патриархии. Абсолютное большинство жителей автономии выступают за интеграцию в Таможенный союз.
Молдавия, начиная с распада СССР, держит курс на Запад, добиваясь объединения с Румынией. Антирусская и прозападная позиция руководства республики привела к кровавому конфликту с русским Приднестровьем, в результате которого были жестоко убиты многие его жители. На протяжении многих лет Приднестровье остается в статусе, в котором до недавнего времени находились ДНР и ЛНР. Независимой, но не признанной республики. Здесь постоянно живут в ожидании возможного возобновления конфликта. Особенно ввиду событий на Украине. Ситуацию осложняет тот факт, что у республики нет общей границы с Россией.
Отношения Кишинева с прорусскими субъектами обострила и война, и приход к власти питомицы Сороса Майи Санду, ярой русофобки и горячей сторонницы румынизации. Санду уже предоставила базы своей страны для солдат и техники НАТО (в частности, здесь расположили французские военные), а также активно проводит мобилизацию и перевооружение собственной армии, отвергнув ранее принятые ограничения. Против кого в первую очередь будет направлено новое молдавское оружие, сомневаться не приходится. Приднестровье во главе с Вадимом Красносельским, восстановителем российских Имперских традиций, и Гагаузия во главе Евгенией Гуцул.
Приднестровье формально независимо от Кишинева, а Гагаузия, к своему несчастью, остается под его юрисдикцией. Это и дало возможность Санду нанести удар по своей непримиримой оппонентке.
Справка: 39-летняя Евгения Александровна Гуцул родилась и вплоть до своего избрания проживала в селе Етулия с мужем и двумя детьми, здесь же окончила 9 классов школы. На пост башкана молодую и энергичную женщину в 2023 г. выдвинула позднее запрещенная в Молдавии партия «Шор». Причем свою избирательную кампанию кандидат начала всего за две недели до выборов, но, несмотря на это, сумела победить. Санду и другие высокопоставленные лица сразу отказались признавать Гуцул и не появились на ее инаугурации.
Евгения Александровна всегда прямо заявляла свои пророссийские взгляды. Став главой автономии, она обратилась к российским властям с просьбой разрешить «Газпрому» поставлять газ по специальной цене напрямую в автономию и заявила о готовности открыть в Москве представительство Гагаузии.
Также она заключила в Москве соглашение об использовании в Гагаузии платёжных карт «Мир», пояснив, что «эти меры позволят преодолеть устроенную Кишинёвом экономическую блокаду и привести в Гагаузию средства для финансирования социальных, инфраструктурных и экономических проектов». В ответ Санду тотчас обвинила Гуцул в поддержке вторжения России на Украину.
Ярость молдавской «господарши» понятна: на выборах в Гагаузии против нее проголосовало 97% избирателей. Вдобавок Гуцул резко выступала против румынизации. «Если нынешняя молдавская власть пойдет на унию, Гагаузская автономия не будет молчать. Любые унионистские начинания означают немедленный запуск процедуры отделения Гагаузии и возвращения к независимой Гагаузской республике. Уверены, что жители многих сопредельных молдавских и болгарских сел поддержат нас», – заявляла она.
Год назад США внесли Евгению Александровну в санкционный список, указав в заключении Госдепартамента: «В настоящее время Гуцул является главой Гагаузии в Молдове после выборов, которые были сопряжены с мошенничеством, включая подкуп избирателей и недекларированное финансирование кампании из-за рубежа». Следом санкции были введены и ЕС, обвинившим главу Гагаузии в настойчивых попытках разрушить конституционный порядок Молдовы путём пропаганды сепаратизма и поддержке связей с Россией, что «представляет собой угрозу безопасности, стабильности и демократии Молдовы».
Теперь «борцы за демократию» осудили Гуцул по фальсифицированным обвинениям в «незаконном финансировании политических партий» на 7 лет лишения свободы и арестовали прямо в зале суда. Соратница башкана, Светлана Попан, проходившая по данному делу, тоже была признана виновной, ей дали 6 лет и также арестовали в зале суда.
После оглашения вердикта суда Евгения Александровна передала через своих адвокатов обращение: «Это решение не имеет ничего общего с правосудием. Это политическая расправа, запланированная и исполненная по указке сверху. Сегодня за решеткой я, а завтра может оказаться каждый, кто посмеет критиковать власть. Это не приговор мне – это приговор всей демократической системе Молдовы». Гуцул заявила, что считает обвинение в свой адрес «попыткой запугать жителей Гагаузии, которые имеют смелость голосовать не так, как хочет партия власти».
Когда главу Гагаузии выводили из здания суда и сажали в автозак, собравшаяся толпа скандировала: «Позор!», «Свободу Гуцул!» Однако полицейские оттеснили протестантов и увезли Гуцул в тюрьму.
В московском храме Святителя Николы на Берсеневке настоятель церкви игумен Кирилл (Сахаров) вознёс сугубые молитвы об освобождении невинно осуждённой православной христианки, башкана Гагаузской республики Евгении Гуцул, всегда остававшейся верным чадом Русской Православной Церкви. Было бы правильно, чтобы к почину о. Кирилла присоединились и другие приходы, как в России, так и за ее пределами. И не только за р.Б. Евгению но и за иных русских политзаключенных, чьи имена известны и чьи Господь ведает, стоило бы молиться теперь. Чем может помочь Церковь своим невинно преследуемым чадам? В первую очередь – молитвой. И не только личной, частной – каждого из нас. Но гласной, общей, в наших храмах. Как сделал это игумен Кирилл.
Комментарии