Палестинский народ?


Джин Шамсон
Действительно ли первые сионисты считали Палестину незаселённой землёй и как изменилось их мнение после прибытия в страну?

Нет, они всегда знали, что там есть люди, но там не было «народа».
Когда в конце 1800-х годов сионизм зародился как политическое движение, общая численность населения Палестины составляла всего около 300 000 человек. 
Из них 60 000 жили в Иерусалиме, который к 1896 году уже был преимущественно еврейским городом. 
Остальная часть населения представляла собой смесь религий и этнических групп, включая христиан и арабов. 
Они были разбросаны по сотням деревень, и люди идентифицировали себя с местом, где они жили, а не с какой-либо национальностью, и уж точно не как «палестинцы».

Вот почему сионисты планировали создать еврейское государство с большинством еврейского населения и равными правами для представителей других вероисповеданий и национальностей. 
Это отражено в Декларации Бальфура 1917 года и в мандате на управление Палестиной, утверждённом Лигой Наций в 1922 году. В частности, в таких формулировках, как:
«При этом должно быть ясно understood, что не должно быть сделано ничего, что могло бы нанести ущерб гражданским и религиозным правам существующих нееврейских общин в Палестине»

Когда евреи начали иммигрировать в Палестину в соответствии с условиями мандата, население Палестины с 1922 по 1947 год быстро росло. Численность еврейского населения увеличилась с 84 000 до 630 000 человек. 
Но и арабское население росло быстрыми темпами, увеличившись вдвое — с 650 000 до примерно 1,3 миллиона человек. 
Большая часть этого роста была связана с иммиграцией: 
арабы приезжали из соседних стран в поисках работы в растущей экономике Палестины.

По мере того, как евреи становились всё более многочисленной частью населения, возникали трения с арабским мусульманским населением. 
Насилие со стороны арабов в период с 1922 по 1947 год привело к убийству сотен евреев и фактически помешало британцам выполнить условия мандата. 

Иммиграция евреев из Европы была фактически заблокирована в 1930-х годах — как раз в то время, когда она была нужнее всего, — в период подъёма фашизма и антисемитизма, приведшего к Холокосту. 
Вместо этого арабское руководство в Палестине вступило в союз с нацистами, поскольку Гитлер пообещал великому муфтию Иерусалима полное уничтожение еврейского населения в обмен на поддержку арабов.



Несмотря на всё это, когда в 1947 году сионистам наконец выделили небольшую часть земли, обещанной им в 1922 году, они всё равно пригласили местных арабов остаться и помочь в строительстве нового государства. 
В тексте Декларации независимости Израиля есть важная фраза:
МЫ ПРИЗЫВАЕМ — в самый разгар нападок, которым мы подвергаемся уже несколько месяцев, — арабских жителей Государства Израиль сохранять мир и участвовать в построении государства на основе полного и равного гражданства и надлежащего представительства во всех его временных и постоянных институтах.

Этот призыв был повторен Давидом Бен-Гурионом, первым лидером Израиля, как в публичных выступлениях, так и в частных переговорах с арабскими лидерами. 

Арабские лидеры полностью отвергли идею еврейского суверенитета, но многие местные арабы решили остаться, и их потомки — это 2 миллиона израильских арабов, которые сегодня пользуются всеми правами израильских граждан и хорошо интегрированы в общество. 
Но когда армии пяти соседних арабских стран вторглись в Израиль с целью уничтожить новое еврейское государство, местным арабам было предложено либо выступить против Израиля с оружием в руках, либо бежать и вернуться, когда земля снова окажется под контролем мусульман.

В результате около 750 000 арабов либо бежали, либо были изгнаны из Израиля. 
Многие стали беженцами в секторе Газа и на Западном берегу, которые были захвачены Египтом и Иорданией. 
Из этих беженцев сформировался «палестинский народ», главная цель которого — заменить еврейский народ Израиля мусульманским народом, свободным от евреев.

Ирония в том, что успешное еврейское националистическое движение послужило толчком к развитию палестинского националистического движения. 
Если бы арабы победили Израиль в 1948 году, эта земля была бы поглощена Египтом, Сирией и Иорданией. 
И не было бы никакого «палестинского народа».