"Кошмар моряков", но наши там были: Три запретных места, куда не заплывают подводные лодки

Кошмар моряков, но наши там были: Три запретных места, куда не заплывают подводные лодкиОбщество

Наталья Столичная  12:00  3 августа 

"Кошмар моряков", но наши там были: Три запретных места, куда не заплывают подводные лодки

--------------------------------------------------------------------------------------------------------

В океане существуют точки, где не ходят даже самые современные суда. По крайней мере стараются не заходить без особой надобности. Тут природа диктует свои правила, и "вершины инженерной мысли" – не исключение.

Водопад и подводное "ухо" США

Подводный водопад, который способен поглотить любую субмарину, расположен в Датском проливе. Одна из самых коварных природных аномалий высотой 3,5 км находится между Исландией и Гренландией. Скорость падения воды – 2 км/ч. Подводный водопад перемещает огромные объёмы воды, превышая расход воды Ниагарского водопада, и значительно.

Находится он глубоко под водой, в самом сердце пролива. Там сталкиваются ледяные арктические воды и более тёплые атлантические течения, образуя мощный нисходящий поток. С одной стороны, подводный водопад невидим глазу, с другой – он достаточно мощный и опасный.

Есть и политический аспект. В 1950-х годах американцы разместили в этом районе систему подводного наблюдения SOSUS (подводное "ухо" США). Хотя сейчас её активность снижена, стратегическое значение пролива остаётся высоким.

Система SOSUS, напомним, представляла собой сеть подводных гидрофонов, данные которых обрабатывались специальными вычислительными центрами. Наиболее известной частью SOSUS является противолодочный рубеж, призванный вычислять советские подводные лодки Северного флота во время их прорыва в Атлантический океан. Такую систему слежения сегодня называют устаревшей.

"Кладбище кораблей" и семь дней

Соединяющий южные части Атлантического и Тихого океанов пролив Дрейка считается чуть ли не самым штормовым местом на земле, южным "кошмаром моряков". Здесь проходит самое сильное течение в мире – Антарктическое циркумполярное. Оно перекачивает гигантские объёмы воды, создавая волны по 15 м в высоту. Они и являются главной проблемой.

Огромные волны вызывают мощные восходящие потоки, способные "вытолкнуть подводную лодку на поверхность", даже если она находится на глубине, объяснили эксперты. Удар такой волны создаёт давление и на корпус (не каждая подлодка выдержит), ломает оборудование. Кроме того, пролив Дрейка, который ещё называют проклятием навигаторов, отличается хаотичными течениями. Они сбивают подлодки с курса, делая управление практически невозможным. Усугубляет ситуацию сложный рельеф дна: подводные хребты и впадины создают непредсказуемые течения, образуя смертельные ловушки.

Кстати, исторически пролив является кладбищем сотен кораблей. Самый пик плавания по опасному участку пришёлся на вторую половину XIX столетия. Тогда это был практически единственный путь из Азии в Америку: необходимо было обогнуть материки и проплыть через пролив Дрейка. Именно в это время и произошло больше всего кораблекрушений (в 1914 году достроили Панамский канал, который сделал плавание гораздо короче и безопаснее).

Пролив связан и с ещё одним печальным событием. В декабре 2019 года чилийские военно-воздушные силы обнаружили обломки, предположительно, принадлежащие транспортному самолёту. Он потерпел крушение над отдалённым участком моря – прямо над проливом Дрейка.

На борту воздушного судна находилось 38 человек, все они погибли. Причина крушения до сих пор неизвестна. Пролив Дрейка с его суровыми условиями между тем продолжает оставаться одним из самых опасных и загадочных морских путей в мире.

Знаменательное событие: в 1966 году двум советским подводным атомоходам К-116 и К-133 предстояло за 52 дня пройти под водой 21 тысячу морских миль. То есть обойти под водой весь земной шар. В уникальном походе участвовали серийные атомные подводные лодки без каких-либо доработок. Перед подводниками стояла амбициозная задача – преодолеть противолодочные рубежи НАТО и США в Атлантике и Тихом океане, усилить Тихоокеанский флот двумя атомными подлодками. Для успеха командование ВМФ проложило маршрут через малоизученные районы Мирового океана.

Чтобы выйти за границу айсбергов, советским субмаринам потребовалось семь дней. Фото: Mike H/Shutterstock

За всё время субмарины только один раз всплыли на поверхность – у входа в пролив Дрейка (подводникам потребовалось обменяться навигационными материалами). Это был самый трудный участок пути в 1300 миль, с течениями и айсбергами, распознать которые под водой очень сложно. В процессе использовались температурные датчики, которые показывали резкое понижение температуры.

Через "кладбище кораблей" – пролив Дрейка подлодки провели танкер "Дунай" и экспедиционное судно "Гавриил Сарычев". Чтобы выйти за границу айсбергов, советским субмаринам потребовалось семь дней.

Не попасть в капкан 

Ветра, достигающие 200 км/ч, высота волн более 10 м, и погода, которая может измениться за считаные минуты, – это район вокруг мыса Горн у южных берегов Южной Америки. К слову, именно в районе этого мыса (расположен на острове в проливе Дрейка) впервые в истории подводного флота советские подводники в 1966 году приняли радиосигнал сверхдлинных радиоволн на глубине 18 м. Это также случилось в рамках путешествия К-133 и К-116, которое стало одной из героических и удивительных страниц в истории ВМФ Советского Союза. Личный состав подводных лодок получил награды.

Мыс Горн давно получил пугающее прозвище "ад для мореплавателей", и неслучайно. Это один из самых ветреных уголков земли. Ураганные ветры, в свою очередь, создают хаотичные гигантские волны, водовороты и очень мощные течения... Даже надводные суда с трудом проходят этот участок. Подводные же лодки сталкиваются с ещё одной проблемой – изменением давления из-за сильных течений. Малейшая ошибка, и судно может уйти слишком глубоко или всплыть в разгар шторма.

Мыс Горн давно получил пугающее прозвище "ад для мореплавателей", и неслучайно. Это один из самых ветреных уголков земли. Фото: breakermaximus/Shutterstock

Кстати, эксперты называют норвежские фьорды – казалось бы, идеальные укрытия для подводных лодок – западнёй. Они хоть и глубокие, узкие, скрытые от радаров, но вместе с тем таят в себе природные капканы. Опасными фьорды делают смешение пресной и солёной воды, необычная акустика, мешающая навигации.

Надо учитывать, что у подлодок есть и физические ограничения. Большинство субмарин просто не могут безопасно погружаться на экстремальные глубины. Точные параметры погружения военных подлодок засекречены, но есть данные, что это порядка 600 м – для самых продвинутых.