Парадоксы инфляции
С 1 по 7 июля инфляция в России резко выплеснулась до 0,79% – словно лава в жерле проснувшегося вулкана. Виной всему – индексация тарифов ЖКХ на 11,9%, самый мощный скачок за последние годы. Но это лишь первый круг ада: ЦБ предупреждает, что возможен эффект второго круга (когда бизнес перекладывает затраты на потребителя), который продлится весь июль, а к августу подстегнёт инфляционные ожидания россиян.

Банк России признаёт стабилизацию инфляции на умеренных значениях и охлаждение экономики. Динамика цен и инфляционных ожиданий возвращается к норме, хотя проявилась неоднородность инфляции: в товарах – нормализация, тогда как в услугах – значительно выше нормы. Основные причины замедления инфляции объясняются охлаждением совокупного спроса под воздействием жёсткой ДКП. В динамике устойчивых показателей инфляции видно невооружённым взглядом влияние укрепления рубля.
Двойственность российской экономики не может не удивлять. С одной стороны, базовая инфляция (без учёта продуктов и тарифов) стабилизировалась около 4% – заслуга жёсткой ДКП ЦБ и укрепления рубля примерно на 30% с начала года. Импортные товары (электроника, автомобили) потихоньку дешевеют, создавая мнимую иллюзию победы у желающих купить иностранные автомобили и смартфоны, хотя количество их продаж значительно снизилось. Так, в 2025 году реализация новых легковых автомобилей в России рухнула: за первые шесть месяцев года было продано 530,4 тысяч новых автомобилей, что почти на 27% меньше, чем за аналогичный период 2024 года. Продажи новых смартфонов в I квартале 2025 года стали едва ли не худшими в истории для российских ритейлеров – реализация этих гаджетов обрушилась более чем на 20%. Это падение является продолжением тенденций, начавшихся в предыдущие годы, и связано с экономической нестабильностью и снижением покупательской способности населения. С другой стороны – рост цен на товары повседневного спроса: услуги ЖКХ, топливо, образование, лекарства и стройматериалы. Здесь инфляция бьёт фонтаном, который не перекрыть монетарными инструментами ЦБ. Получается удивительная ситуация: пока тушат пожар в одной комнате, в другой уже полыхает пламя.
Вернёмся к российскому рублю, который достаточно неожиданно стал одной из самых крепких мировых валют 2025 года. Вероятно, что «спасательный рубль» тоже – спасатель временный. Его укрепление сдерживало цены, но ЦБ признаёт: этот ресурс исчерпаем. Многие эксперты всерьёз говорят, что ослабление национальной валюты – вопрос времени, и возможный курс около 100 рублей за доллар ожидается к концу этого года.
Российская экономика отчётливо демонстрирует признаки охлаждения, поскольку её перегрев 2023-2024 гг.
продолжал уменьшаться во II квартале 2025 года, а рост по-прежнему сосредоточен в сегменте инвестиционных отраслей, ориентированных на госспрос (ВПК, инфраструктура) и импортозамещение.
Ключевой проблемой всё острее становится динамика производительности труда, которая значительно отстаёт от темпов роста зарплат, создавая инфляционную мину замедленного действий. Однако фундаментальные проблемы глубже: демографическая пропасть. Дети послевоенного бэби-бума (50-60-х годов) массово выходят на пенсию, а им на смену приходит малочисленное поколение 90-х. Меньше работников – меньше взносов в систему пенсионного и социального обеспечения. Этот вызов порождает панику и поиск «креативных» решений. Государство тратит огромные средства на стимулирование рождаемости и обсуждает привлечение около миллиона трудовых мигрантов (например, из Индии), одновременно ужесточая требования к ним. Урегулирование демографического вопроса уже стало одной из ключевых проблем, на которую обращал внимание Президент России и по которой резко активизировалась работа парламента на текущей неделе.
Тем временем тёмные тучи сгустились над относительной стабильностью, всё благодаря угрозам из-за рубежа. Ультиматум Трампа – введение 100% пошлин на ключевые статьи российского экспорта (алюминий, сталь, химия) и вторичных санкций против партнёров РФ – нависает дамокловым мечом. К сожалению, с такими соседями покой нам только сниться.
Что же ждёт россиян в ближайшем будущем, учитывая наблюдаемое охлаждение экономики и кредитный спад, но сохраняющиеся проинфляционные риски (особенно на рынке труда, со стороны тарифов и внешнеполитической напряжённости)? ЦБ продолжит цикл смягчения ДКП, однако достаточно осторожно и консервативно. Таким образом, прогноз решения ЦБ по ключевой ставке 25 июля выглядит следующим образом.
Практически все эксперты финансового рынка, включая главу думского комитета по финрынку Анатолия Аксакова, уверены: снижение ставки 25 июля состоится. Ожидается снижение на 2 процентных пункта – до 18% годовых. Хотя некоторые аналитики не исключают и более радикального шага – снижения на 3 п.п. до 17%. Такое решение станет ответом на явные признаки охлаждения экономики, в первую очередь – на глубоко отрицательный кредитный импульс и замедление потребления. Последствия для населения будут ощутимы: ставки по депозитам продолжат своё снижение, что может подтолкнуть часть сберегателей к поиску альтернатив, например, к переориентации на долговой рынок (ОФЗ, корпоративные облигации) в надежде на более высокую доходность. Однако регулятору придётся балансировать, чтобы это смягчение не подлило масла в огонь инфляционных ожиданий, разогретых июльским скачком тарифов ЖКХ и на фоне нависающих внешних угроз.
Марат Сафиулин
Комментарии