За что ненавидели Буданова? Неудобный герой Чеченской войны

"Подвиг гвардии полковника Юрия Буданова" (24 ноября 1963 - 10 июня 2011), за который Военное начальство объявило строгий выговор полковнику и служебное несоответствие за нарушение приказа…

Порой, не все так просто и однозначно в этой жизни…

Юрий Буданов и по сей день является одним из самых противоречивых героев Чеченской войны. Но противоречия эти возникли уже позже, в мирное время. На войне же в его самоотверженности и героизме никто не сомневался.


Жизнь и подвиг Буданова

Среди подчинённых он прославился не безбашенной удалью, а по-настоящему отеческим отношением. Полковник Буданов - это тот случай, когда статистика говорит сама за себя. Так, за всё время пребывания в Чечне подчинённый ему 160-й гвардейский танковый полк не потерял в бою ни одного танка безвозвратно. Из личного состава в полку погиб только один солдат. Основные потери гвардейцы понесли перед самым выводом подразделения из Чечни. Желая отомстить 160-му, боевики устроили снайперскую «охоту» на солдат и офицеров. А мстить джихадистам было за что.

На войне не бывает выходных или праздников. Даже в самые знаменательные дни бои не затихают. Так было, например, во время новогоднего штурма Грозного, начавшегося в ночь с 31 декабря 1994 года. Свой «новогодний» подвиг был и у Юрия Буданова.

В декабре 1999 года российские войска вплотную подошли к Аргунскому ущелью, где укрепились боевики, возглавляемые полевым командиром Хаттабом. По предварительным подсчётам военных, там укрывалось более тысячи чеченских боевиков и наёмников. Ключом к ущелью служил населённый пункт Дуба-Юрт, расположенный как раз на входе в ущелье. Местные жители называли это место так же «Волчьими воротами».

К моменту подхода частей российской армии боевики успели основательно укрепиться. Чтобы выбить врага, командование стянуло к предместьям Дуба-Юрта значительные силы, среди которых числились и сибирские танкисты Буданова. Однако дело осложнялось тем, что со старейшинами Дуба-Юрта было заключено мирное соглашение и применение в селе танков или артиллерии командованием было строго запрещено.

В данной ситуации было принято решение действовать по-тихому. Чтобы обойтись без применения тяжёлого оружия был сформирован сводный штурмовой отряд, численностью почти 160 человек. В него вошли бойцы из 664-го отряда спецназа ГРУ и из 84-го разведывательного батальона. Весь отряд поделили на три подразделения, которые должны были под покровом ночи 29 декабря занять высоты вокруг Дуба-Юрта – с севера, востока и запада. После чего дождаться мотострелков и уже потом штурмовать горы к югу от села, те самые «Волчьи ворота». И только после этого 160-й гвардейский полк Буданова смог бы без боёв пройти через село к Аргунскому ущелью, где и обрушил бы на боевиков всю свою мощь. Но это было в планах.

Первую часть задачи спецназовцы разыграли как по нотам. Ночью были заняты все высоты вокруг Дуба-Юрта, при этом было ликвидировано порядка 30 боевиков. Также штурмовики ликвидировали разведчиков Хаттаба, выдвинувшихся на звуки боя. Однако дальнейшие события разворачивались уже по плану боевиков.

Днем 30 декабря боевики привели из ущелья несколько сотен человек, который попытались выбить группы разведчиков. Первые попытки штурма высот провалились, но и разведчики не могли удерживать позиции слишком долго, так как сильно уступали в числе, а мотопехота к тому моменту ещё не вышла на позиции. Тогда было принято решение несколько оттянуться назад, поближе к своим.

Основные события того сражения развернулись в самый канун Нового года - 31 декабря. Уже после сражения выяснится, что связистам джихадистов удалось вклиниться в переговоры российских солдат, и они начали давать дезинформацию. Таким образом, они передали в эфир просьбу о помощи от одного из отрядов спецназа, который якобы попал в засаду в южной части села.

Так как мотопехота поздно вечером 30 числа уже занимала некоторые близлежащие высоты, на «спасение» разведчиков были отправлены спецназовцы. Лейтенант Владимир Шлыков во главе 30 бойцов на трёх БМП-2 двинулись к месту «засады» в 6 утра 31 декабря. Кратчайший путь к нему лежал как раз через Дуба-Юрт. Чтобы скрытно подойти к месту предполагаемого боя Шлыков приказал выключить все фары.

Дополнительной маскировкой служил густой туман, спустившийся на село.

Но этой природной маскировкой воспользоваться смогли и боевики. Как только колонна русских спецназовцев подошла к центру селения, из окон «мирных» на бойцов обрушился град свинца. Как позже вспоминал один из участников того злополучного боя, горы будто ожили. Сотни боевики вели огонь из всего, что у них было – автоматы, гранатомёты и даже несколько зенитных крупнокалиберных пулемётов. Сразу же была уничтожена головная БМП, а бойцы просто не могли поднять голову. И хотя туман скрыл эту многочисленную засаду, он же мешал им и вести огонь. Так, снайперы бандитов были вынуждены вести бой практически вплотную. Однако кольцо окружения было сомкнуто наглухо и выбраться самостоятельно спецназовцы не могли.

На спасение солдат уже из настоящей засады были стянуты все свободные бойцы сводного отряда. В бой вступили даже те, кто был ранен накануне. Несколько раз они пытались пробиться к окружённым, но те находились слишком далеко от окраин села. Авиация не имела возможности бомбить из-за погоды, а удары артиллерии были малоэффективны. Так как туман мешал наводчикам точно определять позиции боевиков в горах, а стрельба по селу грозила трибуналом.

Только спустя шесть часов непрекращающегося боя спецназовцы обратились за помощью к полку Буданова. Они прекрасно понимали, что запрет на применение танков никто не отменял, но репутация, на тот момент ещё подполковника, Буданова позволяла надеяться, что жизнь бойцов он поставит выше несвоевременного приказа командиров. Так и произошло. Прекрасно понимая, что за выполнение его приказа всем танкистам, а не только ему, грозит уголовная ответственность, Буданов предложил пойти в атаку только добровольцам. Но вызваться он предложил только офицерам.

По предварительным прикидкам разведчиков, для прорыва огненного кольца хватило бы всего двух танков.

Тем не менее, добровольцев на два экипажа набралось легко. Отлично демонстрирует накал боя тот факт, что к тому моменту, как танки приблизились к селу у них в запасе было только по два снаряда. Прикрыть бронёй и вывести спецназовцев будановцы не могли - танки были бы уничтожены РПГ боевиков из окон домов. Для прикрытия отряда необходима была огневая мощь. Танкам пришлось вернуться для пополнения запаса, а вернулось их уже три. Прибыл к Дуба-Юрту и сам Буданов, чтобы непосредственно руководить действиями подчинённых. Только огнём танковых пушек удалось очистить путь для отступления попавшего в засаду отряда.

Как вспоминали позже участники Боя у Волчьих ворот, без Буданова и его танков всё сложилось бы совсем иначе. У окружённых не было бы ни единого шанса на спасения, а те, кто прорывал кольцо засады, полегли бы на подступах к селу, из последних сил стараясь спасти товарищей.

Удивительно, но увидеть тогда в лицо Юрия Буданова спасенным разведчикам так и не удалось. Вытащив из огненного пекла две разведроты, полковник тихо вернулся в расположение. Его ожидало наказание за самоуправство.

За прямое нарушение приказа отдавать Буданова под суд не стали, но объявили служебное несоответствие. Очевидно, что боевики знали о запрете использования тяжёлой техники в Дуба-Юрте и рассчитывали на лёгкую победу в том бою. Но благодаря действиям полковника разведчики были спасены, никто из мирных жителей аулов, по которым шли его танки, не погиб. Судить его было не за что. Однако некую метку на нем, вполне возможно, поставили именно тогда.

Естественно, что Хаттаб был бы не прочь отомстить за свой провал и натравить на 160-й полк снайперов.

Так, спустя несколько месяцев расположение полка Буданова подверглось атаке. На горке, в четырех километрах от дежурной группы танков, появилась «Нива». Из нее вышла группа людей в камуфляже, деловито и совершенно спокойно начала устанавливать пусковую установку ПТУР. Боевики были спокойны: в полку Буданова находились старые танки Т-62, в боекомплекте которых не было управляемых снарядов, а четыре километра - почти предельный выстрел для танковой пушки, попасть с такого расстояния в точечную цель - «Ниву» - считалось просто невозможным.

Первым же выстрелом управляемой противотанковой ракетой был подожжен один из Т-62. Экипажа в нем, к счастью, не было. А дальше случилось вот что. Юрий Буданов бросился к дежурной машине, вытолкал из нее командира, сам прильнул к прицелу, навел пушку на далекую «Ниву». И первым же выстрелом осколочно-фугасного снаряда разнес в пух и прах и внедорожник, и ракетную установку и всех, кто суетился рядом с ней. Полковник Буданов лично уничтожил того, кто убил Героя России летчика Юрия Наумова, штурмана Алика Гаязова и разведчика Сергея Ягодина. Он ликвидировал потенциального убийцу начальника Генерального штаба - только стечение обстоятельств спасло Анатолия Квашнина.

Уничтожения одного из лучших в мире снайперов, работавшего на ПТУРе, Буданову простить не могли.

Полковник Буданов был одним из лучших командиров полка, он находился в самом пекле, но нес наименьшие потери во время второй чеченской кампании. И в момент, когда его полк вывели из зоны боевых действий, они вдруг оказались под обстрелом снайпера. Снайпер действовал как изувер - он сначала стрелял в пах, а потом в сердце или голову. В итоге искали снайпера-женщину, и подозрение прямо пало на погибшую Эльзу Кунгаеву.

Ошибка Буданова в том, что, захватив подозреваемого снайпера в плен, он не стал дожидаться приезда следователя прокуратуры из Грозного, а начал допрос сам…

Его можно понять: командир, дороживший жизнью каждого своего солдата, вне зоны боевых действий вдруг столкнулся с максимальными потерями. Напомним, тогда еще в Чечню призывались срочники - 18-летние парни...