Александр Росляков. Что родной стране несет ее постигший задний ход?

Беременных тянет на солененькое, пьяных – на подвиги, а нашу власть последнее время со все более страшной силой – на запреты:

«Новые методы контроля за «неправильно-мыслящими» депутатами. Дума ХМАО лишила зарплаты депутата Халида Таги-Заде, сказавшего, что регион является «исторической родиной» узбеков. Его обвинили в «недопустимой провокации»...»

Ну да, российский депутат не должен сметь свое отличное от спущенного свыше суждение иметь – так, видно, полагают надзирающие за депутатской службой органы. А уж по культурной части – тем более запретные столбы должны торчать по всему нашему периметру:

«В Союзе кинематографистов РФ поддержали новые ограничения на прокат иностранных фильмов. Входной взнос в 5 млн рублей для рассмотрения иностранной картины в России предложил Никита Михалков. «Защита интересов отечественных кинопроизводителей является логичной мерой, конкуренция должна идти между игроками российской киноиндустрии», – заявил зампред Союза кинематографистов Алешковский».

Не должно у нас не только не совпадающее с вышеспущенным суждение иметь и чужие фильмы зреть – но даже свою статистику, если не подкрепляет трубящий о сплошных успехах заданной вождем политики официоз:

«Росстат окончательно засекретил демографические данные по России. В обзоре Социально-экономического положения РФ за май раздел «Демография» просто отсутствует. Запрет и секрет становятся первыми мерами во всех трудных положениях...»

Но с чего бы это все? Не по зубам страной свободной управлять – и неудержимо тянет в запретную зону, где особо и не надо изощряться: все слушаются хорошо – правда, работают плохо и даже своих гвоздей вдоволь не накуют? При этом недостатка в тех, кто обоснуют тебе все что хочешь, хоть преимущество в квартирах дровяных печей, хоть удобство хождения на костылях или бровях – у нас не бывало отродясь. И под нынешнюю запретную волну известный властный угодник Швыдкой, бывший министр культуры, выдал свой трактат о пользе государственной цензуры:

«Было бы куда честнее вернуться к цензуре, которой бы занимались профессионалы, а не бюрократы различных ведомств... Да, возрождение института цензуры – недешевое удовольствие, требующее не сотен, но тысяч просвещенных слуг государства, но, пожалуй, только оно может сохранить здоровую обстановку в творческой среде... Предварительная цензура защищала от карательной...»

Я даже не хочу полемизировать со всей этой аргументацией, поскольку оправдать эдак можно все, включая «необходимость самовластья и прелести кнута»: во всем существовавшем на земле был свой и прок, и толк.

Как и в массе всяких рудиментов, нужнейших нашим предкам: скажем, хвост, позволявший висеть на дереве, обмахивать им те места, куда не добирались прочие конечности, наконец украшать собой: с бесхвостым никто не стал бы заводить потомство! Но со временем такие вещи, не вписавшиеся в будущее, безвозвратно отмирали.

Подобных примеров полно и в более близкой истории, уже не физиологического, а социального порядка. Крепостное рабство, страшно прогрессивное после первобытно-общинного строя; инквизиция с ее поддержкой в населении нужных устоев яркими кострами; конная, а затем и паровая тяга, обогнавшие далеко пеший ход – и так далее. И все это имело не менее весомые обоснования, чем приводимые Швыдким в пользу цензуры, которая сейчас, как проснувшийся после спячки Везувий, заливает собой все в нашей литературе, публицистике, кино и прочих сферах. Когда-то сам Гете говорил: цензура нужна, поскольку заставляет писателя изощряться. Но когда-то, говорю же, и самодержавие было прогрессивным, и 25-летняя солдатчина, при которой мы Наполеона победили, и заряжаемые с дула пищали вели к военному успеху. Только сегодня все это уже – рудимент.

Хотя и сейчас вернуть крепостной строй, публичные порки и казни отступников, гонорары доносчикам, а не писателям, опустить народ на колени перед господами – мечтают многие набившие на воровстве свои зобы. Но это опустит неизбежно в безвылазную архаическую яму и всю страну, которая держится еще в целости, при всех ее вывихах, на доставшихся от прошлого СССР ядерных зарядах. Да только и на этом вечно устоять нельзя.

Поэтому как бы для власти ни был ловок и удобен всякий зажим, цензурный в том числе – для всей страны он в нынешнее научно-технически продвинутое время тормоз страшный. Ибо это закрепощение и пропагандистское компостирование мозгов, что нас сейчас накрыло – кладет крест на привычку к мозговой свободе, для развития необходимой. А без того не только автомобили и их начинку, но и кофемолки, шлепанцы и прочее вплоть до гвоздей, изготовляемое по современным технологиям – только в Китае покупать. Жаль, он еще не научился строить самолеты, до выпуска которых нам с нашими все пущими зажимами вместо необходимого для того полета мысли – как до Луны. Или до амнистии врагов все более строго режима и войны.