«Профессиональные жены»: СВО таит опасность для бойцов не только на фронте, но и в тылу
Познакомились у военкомата, быстро расписались, он ушел на ЛБС и миллионы пропали
Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС
Ирина Мишина
В Омской области суд по разделу имущества супругов получил всероссийский резонанс. Он стал последней каплей в череде скандалов, связанных с потерей при разводе и разделе имущества контрактниками и мобилизованными денег, заработанных на СВО. В Госдуме решили обезопасить участников специальной военной операции от алчных жен.
… Казалось бы, обычное дело: двое супругов разводятся и делят имущество. Но в деле 2−10/2025, которое рассматривал Таврический суд Омской области, оказался криминальный подтекст. Супруга участника СВО присвоила все деньги, которые были переведены на карту мужа, пока тот проходил службу на СВО: сначала по мобилизации, потом — по контракту с Минобороны. На эти деньги она приобрела квартиру и два автомобиля.
Когда бойца по ранению демобилизовали, тот позвонил жене порадовать ее: «Встречай, жена, еду домой!». Но не было радости в голосе благоверной. Больше того, когда мужчина, перенесший два ранения, попросил ему перевести на дорогу немного его же денег, супруга ответила, что денег нет и повесила трубку. Дорогу домой перенесшему ранения бойцу оплатила сестра.
Когда фронтовик приехал домой, в квартиру его просто не пустили. Жена выставила чемодан с вещами и попросила больше не беспокоить.
Деньги — 10 миллионов рублей, которые были честно, буквально кровью заработаны бойцом, плюс специальные выплаты по двум ранениям — жена возвращать отказалась. Сказала, что их уже нет и захлопнула дверь с новым замком.
И только тут мужчина задумался над странным совпадением обстоятельств. Он женился на вдове, муж которой погиб на специальной военной операции. Ни до, ни после этого женщина не работала: говорила, что одна растит ребенка.
…Поженились они как-то быстро: мужчина получил повестку по мобилизации, около военкомата познакомился с женщиной, которая обещала ждать и любить его вечно. А в случае ранения — ухаживать и заботиться. После получения повестки через три дня они расписались в ЗАГСЕ…
Карту, на которые перечислялись деньги, мужчина оставил дома. Стоит ли думать о деньгах, когда такая любовь? Но история любви обернулась историей женской предприимчивости. Поняв, что его обманули, вернувшийся с СВО боец подал на развод. Брак был расторгнут. Надо было жить дальше.
Но найти подходящую работу после двух ранений было не просто. Потерявший здоровье на службе и оставшийся без денег мужчина обратился за помощью к знакомым. Те порекомендовали ему адвоката, который защищает в судах интересы бойцов СВО, оказавшихся в трудной ситуации.
«СП» связалась с адвокатом Андреем Бендером, который защищал в суде интересы пострадавшего от экс-супруги ветерана СВО. Как стало возможно, что женщина безо всякой доверенности сняла с карты и потратила всё, что заработал в тяжелых боях ее муж?
— Эта история, к сожалению, типична для последних лет. В России появились так называемые «профессиональные жены», которые караулят мужчин у военкоматов, воинских частей, завязывают с ними знакомство, обещают любовь до гроба и ведут под венец. После этого они получают доступ к немалым выплатам бойцов СВО.
Все происходит быстро: по новым правилам, после получения повестки о мобилизации или заключения контракта с Минобороны, ЗАГС обязан в течение 3-х дней расписать пару. Так произошло и в этом случае.
Мужчину, к сожалению, не насторожило то, что его избранница нигде не работает и, по сути, «проедает» деньги, которые получила после гибели на спецоперации своего первого мужа. А это — немалые деньги. На 2022 год сумма по утрате кормильца, погибшего на СВО, составляла 8 миллионов рублей. По новым правилам — 14 миллионов.
«СП»: Имела ли право жена без позволения супруга тратить деньги, которые перечисляли ему как контрактнику, а затем — в связи с полученными ранениями?
— Конечно, мой доверитель поступил неосмотрительно. Едва познакомившись с женщиной, женился и оставил ей карту, куда ему зачисляли деньги как контрактнику.
А это немалые суммы. Зарплата контрактника складывается из оклада в 200 тысяч рублей плюс так называемые «боевые» — доплаты, которые выплачивают сверх оклада в зависимости от задач, которые выполняет участник СВО.
Если это штурмовой отряд, служба в приграничной зоне или непосредственно в зоне боевых действий — доплаты значительные. В месяц моему доверителю перечисляли на карту в среднем по 250 тысяч рублей.
«СП»: Сколько всего средств было на карте у вашего доверителя?
— Помимо зарплаты он получал от государства за каждое из двух ранений социальные выплаты в размере 3-х миллионов рублей. Всего — 6 миллионов. В общей сложности, за год, с учетом ранений, социальных выплат и заработной платы мой доверитель получил более 10 млн рублей. По факту этих денег на карте не оказалось.
Его жена тратила их на себя, на своего ребенка, который не приходится биологическим моему доверителю — участнику СВО. Более того, она купила на эти денежные средства квартиру, две машины, а старая машина, принадлежавшая ее мужу, была продана без его ведома, пока он находился на СВО. Военнослужащий пытался мирно решить вопрос со своей бывшей супругой, чтобы она вернула его машину и хотя бы часть денег. Но отказ был ему ответом. Поэтому ему ничего не оставалось, кроме как защитить свои права в суде.
«СП»: При разводе супруги обычно делят имущество поровну. Выходит, и ваш доверитель получит только половину честно заработанного на спецоперации?
— Зарплату, которую за годы участия СВО получил мой доверитель, действительно придется делить пополам. Но 6 миллионов рублей, которые были выплачены ему в связи с полученными тяжелыми ранениями, — это социальные выплаты.
Мне удалось доказать в суде, что выплаты по ранению были целевыми и предназначались исключительно моему доверителю, но никак не были совместно нажитым имуществом. Таким образом, в деле 2−10/2025 Таврическим судом Омской области была поставлена точка. Мы выиграли суд. Но ответчица обжаловала решение суда.
Омский областной суд, рассмотрев апелляцию на решение Таврического районного суда о разделе имущества между участником СВО и его бывшей женой, оставил решение суда первой инстанции в силе. Предприимчивая «профессиональная жена» вынуждена была продать приобретенные на деньги мужа автомобили и квартиру.
Мы подали второй иск и будем добиваться, чтобы женщина вернула все заработанные бывшим мужем на СВО деньги.
«СП»: Слушаю ваш рассказ и не могу понять, почему так неосторожно обошелся ваш доверитель с банковской картой. Его бывшая избранница была ослепительно красива? Или, может, была замечательной хозяйкой? От чего он потерял голову?
— Видел ее в суде. Не могу назвать эту женщину красивой. Просто тем, кто уходит на СВО и понимает, что впереди — бои и возможное ранение, хочется, чтобы его кто-то ждал, а после возвращения — заботился.
«СП»: Как быть другим контрактникам, чтобы не попасть в аналогичную ситуацию?
— Банковскую карту, которую получает контрактник, можно взять с собой. Но «за ленточкой» за сохранность этой карты отвечать сложно.
Чтобы обезопасить себя, можно оставить банковскую карту члену семьи, которому контрактник доверяет, и написать доверенность на получение этим лицом денег с его карты, заверив документ у нотариуса.
Но скорее всего бойцов СВО — как мобилизованных, так и контрактников — обезопасит от подобных случаев государство. В мае этого года депутаты Госдумы Евгений Марченко и Александр Бородай внесли законопроект о запрете раздела имущества одного из супругов, полученного в рамках участия в СВО в случае расторжения брака, заключенного с 24 февраля 2022 года.
Согласно законопроект № 914897−8 «Об обеспечении защиты имущественных прав участников СВО» денежные средства, полученные супругом в связи с участием в СВО, являются его личным имуществом и не подлежат разделу при расторжении брака. Так что выйти за бойца СВО из-за денег больше не получится.
P.S. В связи с тем, что истец по упомянутым в материале делам является участником специальной военной операции России на Украине, заседания судов в Омской области проходили в закрытом режиме, поэтому назвать имена и привести фото с заседаний суда мы не имеем возможности.
Комментарии