О важности мозгов у командования и саперных лопаток


Чтобы не забывали: Стрелков в Боснии, 1993 г.
Предыдущее - https://t.me/roy_tv_mk/15614
Дневник старика-новобранца
Рассказывает в госпитале боец - сильно израненный, но живой. Ему предстоят пятьдесят операций. Так сказал его лечащий врач. А раненый поведал, как ему повезло выжить:
 
«Батальон комплектовали постепенно. Нашей роте ещё повезло - мы хоть какую-то подготовку получили. Научились автомат разбирать-собирать. При стрельбе на себя и своих товарищей ствол не направлять. Даже парочку гранат каждый кинул. Одну старого образца. Другую - ту, что от удара взрывается. Эти поновее, но частенько не взрывались. Да и по силе взрыва они старым уступают. Пополнение в батальон шло постоянно. Примерно с сотню человек прибыло за сутки и даже за полдня до погрузки на эшелон. Какое там у них обучение? Их успокоили - не сразу на фронт, а едем на полигон. Там, мол, продолжим обучение.
 
Да, на полигон мы приехали. Под вечер. Переночевали. Начали было обустраиваться. Но к вечеру поступила команда: "Выдвигаемся!". Грузимся на машины. Никто ничего толком не говорит. Офицеры не утруждают себя разъяснениями. Да, наверное, и сами они толком ничего не знают. Но делают вид важный и серьезный. Не подходите вы с расспросами. Мы заняты очень! По одним слухам, перемещаемся на другой полигон. По другим, встаём резервом. Второй линией. Ага! Кругом враньё! По-военному называется - дезинформация. Только вот кого обманывают? Своих же.
 
Катим колонной в несколько машин. Скоро ночь. Вдруг у первого грузовика - взрыв. Колонна резко встала и мы брызнули из авто в разные стороны. Ещё раз бахнуло. Потом ещё. Сильно не приглядывался. На рысях побежал к деревьям. Сказать, что не испугался - ничего не сказать. Испугался и очень! Всё же, первый раз там, где убивают. В небольшой рощице нас оказалось несколько человек. Прислушались. Вроде стрельбы нет. Поуспокоились. Разговоры пошли на тему того, что там произошло. Одни говорят про наезд на мины. Другие утверждают, что слышали шум моторов дронов. Я ничего не слышал и потому помалкивал. Посидели. Отдышались. Надо было думать что делать дальше. Решили идти к машинам. Пришли. А там только одна догорающая и одна разбитая. Наверное, люди на целых грузовиках куда-то уехали.
 
Что делать? Куда идти? Возвращаться? Вроде долго ехали. Значит, топать далеко. Впереди в ночи светятся огоньки какого-то селения. И в той же стороне - далёкий шум боя. Слышны только взрывы. Один из нас взял инициативу в свои руки. Предложил идти на огни населенного пункта. В бронике шагаючи, быстро и долго не подходишь. Часто отдыхали. Да мы и не торопились. Пришли в какую-то деревню, когда солнце уж высоко встало. О нас уже тут знали. Мы куда-то не туда свернули. Часть нашего взвода, во главе с капитаном, в другом населенном пункте оказалась. Водичкой отпоили. Пожрать чего-то организовали. На том спасибо! Посадили в грузовик и повезли на воссоединение.
 
В инициативном порядке нашим командиром стал сопровождавший нас офицер из того подразделения, куда мы попали по первости. Вроде прибыли. Пошли в штаб узнавать: где расположилась наша рота. Но и тут чего-то не сложилось - мы только успели спрыгнуть на землю, как нас тут же загрузили обратно. И повезли, но не на воссоединение, а, как оказалось, сразу на позиции. На пару километров подкинули нас. А там, до позиций - пешкодралом. Старший ориентировался по выданной ему карте.
 
Ох! Шли долго по просёлочной дороге. Очень долго. Иногда мимо нас проезжали машины. В основном УАЗ-"буханки". Иногда останавливались. Делились галетами из пайков, скидывали парочку бутылок воды. Один раз подсказали, куда идти. И как идти посоветовали: слушать небо, держать дистанцию. Как только услышим дрон - так сразу бегом под деревья, что вдоль дороги растут.
 
Послушавшись совета, далее пошли по лесополосе. И на привалах не кучковались. Дроны где-то летали. Мы их слышали, но не видели. Долго ли, коротко ли двигались, но пришли в означенную точку. Это была какая-то ферма. В крыше зияли дырки от fрv-дронов. Нам пообещали, что заводить на позицию будут поутру. Опять обманули! Заводили этим же вечером. Ну хоть бы одна падла посоветовала поискать на ферме лопаты или что другое, что можно приспособить для рытья земли!
 
Нам сказали - "на позиции". А мы - наивные пацаны из ясельной группы - и подумали, что нас посадят в готовые окопы. Раз сказали, что там наши позиции. Привели нас в лесополку по сумеречному "серому времени". А там нет никаких окопов! НИКАКИХ. И приказ нам дали, чтобы отсюда - ни шагу назад. Посоветовали зарываться в замлю. Предупредили, что самовольно отошедших пристрелят на месте. Вот так! И никак иначе.
 
Чем землю копать? А зарываться надо. За небольшим, недалеко протекающим ручьём - уже хохлы сидят. Начни они обстреливать нас в то время, пока у нас никакого укрывища не было, так все бы там и остались. Восемнадцать нас вначале было. В голове судорожно бьется мысль: "А чем рыть?" Хорошо что здесь верхний слой почвы не глина, не камень. Ножом рыхлить, каской - вычерпывать. Тебе говорю и напиши, когда печататься будешь: для выживания нужно иметь МСЛ(малую саперную лопатку). Как бы она пригодилась там каждому из нас! Повторюсь - саперную лопатку штурмовику обязательно иметь. Хохлы обкладывали нас миномётами. Артой накрывали неслабо. Били так, что невозможно было высунуть голову из окопчика. Окопы нас спасали от прямых попаданий снарядов.
 
В последнем для себя бою, когда враги подошли совсем близко, я уже стрелял "по-сомалийски". Выставив автомат на вытянутых руках. Пуля пробила правую навылет. И ударила по левой. Да так, что и она повисла плетью. Автомат выпал и я его уже не смог поднять. Атаку мы отбили. И тут случилось чудо! Как стало темнеть, нам по рации дали приказ уходить. Трое нас живых выползло из окопов. Трое из восемнадцати. И зачем мы там насмерть стояли?
 
Я даже не всех погибших знал по позывным, не то, что по фамилиям. Вот так и воюем…»


МК: надеюсь, летнее нынешнее наступление идет не так…