Мария Захарова и Владимир Путин о планах ЕС по отказу от импорта российских энергоносителей

Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Санкт-Петербург, 19 июня 2025 года

17 июня с.г. Еврокомиссия представила проект регламента ЕС о постепенном окончательном отказе от импорта российского газа и нефти. Нашли, чем гордиться. Раньше гордились тем, где нашли подешевле ресурсы, где заключили контракты, отличающиеся большей стабильностью и предсказуемостью. Сегодня все наоборот. Документ, прежде всего, призван заложить законодательную основу для прекращения Евросоюзом газовых поставок из России: по новым контрактам – с 1 января 2026 г., по действующим краткосрочным контрактам – с 17 июня 2026 г., а долгосрочным – с 1 января 2028 г.

Возникает вопрос: не хотите покупать, так не покупайте, зачем вся эта «катавасия»? Я напомню. Например, запретили вести мирные переговоры Украине, в том числе закрепив запрет законодательно. Так и здесь. «Нормальное» общество, государство, компания не захочет покупать – не будет. Если поменяется конъюнктура на рынке, если вдруг окажется компания, государство, общество перед лицом чрезвычайных обстоятельств, у них будет возможность вернуться к этому вопросу. Зачем же принимать законодательство на этот счет? Это не только странно, это безумно.

Тем самым Брюссель продолжает курс на полное сворачивание энергосотрудничества с нашей страной. В своем стремлении придать конфронтации и разрыву с Россией необратимый характер в Брюсселе совершенно утратили связь с реальностью. Они не задают вопрос, нужно ли это населению стран...

Судя по всему, неизбежные для ЕС в таком случае спад экономики и производства, деиндустриализация и обострение проблемы энергетической бедности рассматриваются еврочиновниками как «незначительная» цена в борьбе с российской угрозой. В том же духе и разъяснения о том, что полный отказ от российской нефти, который также должен состояться до конца 2027 г., едва ли сильно скажется на ценах на нефть и на глобальных рынках. То есть когда надо сказать, что это выгодно, они рассказывают про то, как много денег они сэкономят. При этом говорят, что все это будет совсем несущественно и ни на чем не отразится. Это не просто не состыковка, это реально уже «биполярка».

Примечательно, что в регламенте все-таки предусмотрена возможность временного неприменения запрета на импорт российского газа в случае появления неких внезапных и серьезных обстоятельств, угрожающих бесперебойности поставок в одну или несколько стран-членов ЕС. Извините, но вы же сказали, что угроза только от России? Какие могут быть проблемы, раз так надежно от нас обезопасились?

Вспомните, как сначала В.А.Зеленский под давлением Британии и США запретил ведение переговоров и законодательно закрепил это соответствующим запретом? А через три года, когда его начали спрашивать, как же так, вроде запретили себе ведение переговоров с Россией, а с другой стороны, ваши переговорщики опять поехали в Стамбул на переговоры с российской же стороной.

Что сказал В.А.Зеленский? Помните эту фразу, как будто из какого-то действительно юмористического шоу? Он сказал, что ничего себе не запрещал. Они тоже так скажут?

Таким непостижимым образом в Евросоюзе уверены, что если что-то пойдет не так, всегда можно будет «открутить вентиль обратно». Это свидетельство ненадежности Евросоюза как потребителя, абсолютно неспособного обеспечить стабильность или предсказуемость правовой базы для энергосотрудничества с третьими странами, а судя по намерениям усилить контроль за заключаемыми контрактами – еще и уважать коммерческую тайну. Это хороший пример для всех остальных стран, как с ними можно или нельзя иметь дела.

Поражает цинизм избранной Еврокомиссией стратегии для продавливания своей деструктивной энергетической программы. В попытках обойти вето некоторых евростолиц, многие из которых прекрасно понимают, чем обернется это самоубийство, которое навязывается брюссельской бюрократией. Было принято решение о разработке такого вида нормативно-правового акта, для принятия которого будет достаточно лишь квалифицированного большинства. А что там с европейским «единством» и с евросолидарностью? Все закончилось? При этом претворять в жизнь положения данного документа придется уже самим евростолицам, от которых ожидают разработки конкретных планов действий. Против или за, неважно, будешь разгребать последствия.

Из высказываний В.В. Путина на ПМЭФ:

«Рационального объяснения отказу ФРГ от российского газа не существует, заявил президент РФ Владимир Путин на встрече с главами мировых информагентств. 

По его мнению, решение Германии является иррациональным. Путин добавил, что экономика ФРГ балансирует на грани рецессии, а также выразил непонимание, почему Берлин отказался от использования энергоносителей из России… Он отметил, что отказ Еврозоны от российского газа привел к потерям в размере около 200 миллиардов евро. Это вызвало рост цен в регионе.»

ПС

Как многократно говорил В.В. Путин и его подчиненные, СВО ведется для ликвидации однополярного мира, который позволял Западу эксплуатировать «мировое большинство» путем неравноценного торгового обмена. А Россию еще хотят расчленить на множество частей, чтобы даром вывозить ее нефть и газ. Без которых Европа не может существовать.

Теперь выясняется, что Европа сама отказывается от дешевых нефти и газа из России, и это очень плохо. Россия скорбит, что Европа не хочет дальше ее эксплуатировать.

В однополярном мире, до СВО, никто от использования энергоносителей из России не отказывался. За что боролись?