Что нужно знать об энергетическом кризисе


В мае я писал о зарождающемся энергетическом и продовольственном кризисе, охватившем мир во многом из-за конфликта между Россией и Украиной. Кризис продолжает развиваться. Однако большинство людей знают о нём только по высоким ценам на бензин, электричество, природный газ и продукты питания, а также по широко распространённым разговорам экономистов об инфляции и о том, что нужно сделать, чтобы её обуздать. 

К сожалению, цены сами по себе не помогают понять, почему возник кризис и как он, вероятно, будет развиваться в ближайшие месяцы. Периодические обзоры ситуации, в которых подчеркиваются системные причинно-следственные связи и обратные связи, могут лучше служить этой цели, поэтому считайте этот обзор вторым в серии таких обзоров. Я буду сортировать информацию и анализировать ее по регионам.

Европа и Великобритания: голодны и замерзают в темноте?

В Европе, в частности, слово «кризис» вполне оправданно. Резкое сокращение поставок природного газа из России не будет полностью компенсировано поставками СПГ из США или других стран-экспортёров газа. Поэтому европейские лидеры сейчас обсуждают, как ограничить существующие поставки, и готовятся к наихудшему сценарию, при котором зима будет особенно суровой. Счета за электроэнергию для европейских домохозяйств могут вырасти на 2 трлн евро (2 трлн долларов) в начале следующего года, по данным Goldman Sachs (разделенные поровну, это составит почти 2700 долларов на каждого взрослого и ребенка).

Великобритания сейчас сталкивается с последствиями неолиберальной приватизации коммунальных служб (энергетических, водопроводных и железнодорожных), многие из которых были выкуплены государственными компаниями в континентальной Европе. На данный момент энергетический кризис обходится британским домохозяйствам дороже, чем в любой другой стране Западной Европы. Британское правительство не смогло субсидировать утепление домов, и домохозяйства сильно зависят от газа для отопления и приготовления пищи.

Министры энергетики европейских стран заявили политическому руководству, что страны должны каким-то образом сократить потребление электроэнергии на 10 процентов. Цены на электроэнергию находятся на рекордно высоком уровне, а фьючерсные цены выросли в десять раз по сравнению со средним показателем за последнее десятилетие. 

При таких ценах целые отрасли вынуждены закрываться или рассматривают такую возможность. Германия импортирует уголь по железной дороге для производства электроэнергии, чтобы восполнить дефицит природного газа, который раньше поставлялся по трубопроводу. Страна была в процессе закрытия всех своих атомных электростанций, но решила оставить в работе последние три.

Европейские сельскохозяйственные и продовольственные ассоциации опасаются, что высокие цены на природный газ и электроэнергию могут привести к дефициту фруктов и овощей, вынудив компании сократить производство. Охлаждение требует больших затрат электроэнергии, а отопление теплиц часто зависит от природного газа.

Помимо производства электроэнергии, природный газ используется в промышленных целях, часто для обеспечения высоких температур в металлургии, в качестве сырья для химической промышленности и для производства удобрений. 

По сравнению с США, в последние десятилетия Европа в большей степени полагалась на производство и тяжёлую промышленность в своей экономике, поэтому влияние высоких цен на экономику ЕС, скорее всего, будет более системным. Согласно отчётам, примерно половина производства стали, алюминия и цинка в ЕС уже остановлена и столкнулась с экзистенциальным кризисом.

Природный газ также используется для отопления домов и построек, и именно это применение, вероятно, вызовет наибольший дискомфорт у наибольшего числа обычных людей. Во Франции, Германии и других странах внезапно возникла острая нехватка дров. Высокие цены на газ в течение зимы повышают вероятность протестов и социальных волнений (в Словении и Чехии они уже наблюдаются).

 Правительства пытаются предотвратить этот риск, ограничивая тарифы на электроэнергию, которые фактически будут взиматься с жителей. Но ограничение цен приведёт к тому, что правительства будут нести ответственность за разницу между затратами на производство и тем, что платят домохозяйства, что, возможно, приведёт к огромному дефициту расходов в краткосрочной перспективе. Лидеры надеются минимизировать дефицит, введя высокие налоги для энергетических компаний.

Один из наглядных показателей серьёзности энергетического кризиса в Европе: мэр Парижа заявил, что огни на Эйфелевой башне будут выключаться на несколько часов раньше обычного, чтобы сэкономить электроэнергию.

Северная Америка: Пока извиняюсь

До сих пор американцы не ощущали на себе всей тяжести энергетического кризиса. Действительно, в последнее время цены на бензин снизились из-за падения стоимости нефти, которое, в свою очередь, связано с падением спроса в Китае (см. ниже) и опасениями по поводу замедления экономического роста. США в некоторой степени защищены от проблем с энергоснабжением, поскольку в настоящее время они являются крупнейшим в мире производителем нефти и природного газа, а цены на природный газ в стране самые низкие среди всех промышленно развитых стран, кроме Канады.

С марта по решению президента Байдена США сокращают свои стратегические нефтяные резервы на миллион баррелей в день, чтобы сдерживать цены на нефть. Но сейчас стратегические нефтяные резервы находятся на самом низком уровне с 1984 года, и ходят разговоры о том, чтобы прекратить их сокращение в октябре и начать пополнять их, если цены на нефть продолжат падать. Конечно, это окажет некоторое давление на цены на нефть. Как всегда, спрос так же важен, как и предложение, при определении фактической цены: если начнётся рецессия, это снизит спрос и цены на нефть.

В последнее время мировые поставки нефти в основном оставались на прежнем уровне (после резкого падения в результате снижения спроса во время пандемии COVID в 2020 году). В начале этого года, после некоторых уговоров со стороны Байдена, ОПЕК пообещала в краткосрочной перспективе увеличить добычу, и Саудовская Аравия действительно увеличила добычу. Но у ОПЕК в целом бывали и лучшие времена. В августе добыча ОПЕК составила около 30 миллионов баррелей в сутки, что более чем на 2 миллиона баррелей в сутки ниже среднего показателя за 12 месяцев, которого ОПЕК достигла в августе 2017 года.

В краткосрочной перспективе самая большая проблема с поставками топлива в Америке, скорее всего, будет связана с дизельным топливом, запасы которого снижались в течение нескольких месяцев и могут снизиться ещё больше, если нефтеперерабатывающие заводы продолжат экспортировать большие объёмы в Европу, Латинскую Америку и Азию. Не будем забывать, что дизельное топливо — это топливо для торговли.

Тем временем добыча нефти в США с трудом растёт. Добыча в Пермском бассейне (последнем оставшемся регионе, где гидроразрыв пласта может обеспечить более высокие темпы добычи) находится на рекордно высоком уровне, но в других регионах добыча падает. 

Приближается время, когда Пермский бассейн больше не сможет компенсировать спад добычи в других регионах, и общая добыча в США сократится, как это происходило в течение десятилетий с 1970 по 2010 год. Способность Америки добывать нефть — это глобальная экономическая проблема, поскольку вряд ли где-то ещё можно увеличить добычу и, следовательно, снизить цены. 

Учитывая высокие цены на нефть, можно было бы ожидать ажиотажного бурения в США, но этого почти не происходит. Отчасти это связано с требованиями инвесторов к нефтяным компаниям выплачивать дивиденды, а не тратить больше на бурение. Отчасти это также является результатом резкого роста цен на материалы: стоимость стальных труб в последние месяцы резко возросла. Просто бурение становится всё дороже.

Годовая инфляция в США по-прежнему превышает 8 процентов, что вызывает беспокойство в Федеральной резервной системе. У ФРС есть только один основной инструмент для вмешательства в экономику — процентные ставки, — и эффективность этого инструмента, скорее всего, будет минимальной в борьбе с инфляцией, вызванной новыми событиями, не имеющими ничего общего с обычным экономическим циклом. 

Действительно, повышение процентных ставок может привести как минимум к рецессии, а в худшем случае — к кризису суверенного долга. Председатель ФРС Джером Пауэлл недавно признал, что снижение инфляции, скорее всего, нанесёт ущерб домохозяйствам и предприятиям, включая рост безработицы и снижение прибыли.

В результате революции в сфере гидроразрыва пласта США стали крупнейшим в мире экспортером сжиженного природного газа (СПГ) и протягивают руку помощи Европе (производители газа с радостью помогают, если это означает повышение цены на их продукт). 

Однако это привело к росту внутренних цен на природный газ, которые почти в три раза превышают прошлогодний уровень. (Примечание для Джерома Пауэлла: повышение процентных ставок не решит эту проблему.) Поскольку уровень добычи сланцевого газа в США уже достиг максимума, руководители сланцевой промышленности США сообщили европейским лидерам, что увеличение экспорта СПГ не предвидится. 

Кроме того, наблюдается нехватка танкеров. Запасы природного газа в США очень малы для этого времени года, и, учитывая высокий спрос на СПГ, ожидаемый этой зимой, внутренних поставок может быть недостаточно.

Россия и Украина: суть вопроса

Так много зависит от хода российско-украинской войны. Если она затянется, то затянется и глобальная экономическая боль, которая может значительно усилиться этой зимой. Если война закончится в ближайшее время, краткосрочные экономические риски могут существенно снизиться.

В первые пару месяцев после начала СВО экономика России казалась устойчивой перед лицом жёстких санкций со стороны США, Великобритании и ЕС, во многом благодаря высоким ценам на нефть. В то время как экспорт российской нефти в Европу значительно сократился, этот экспорт в основном был перенаправлен в Китай и Индию, а высокие цены частично компенсировали санкции. 

Однако со временем экономические последствия санкций усугубляются.

Россия страдает от «утечки мозгов», поскольку талантливые люди покидают страну, а в просочившемся в прессу внутреннем правительственном отчёте России делается вывод, что западные санкции на самом деле имеют разрушительные последствия.

Несмотря на то, что Россия смогла экспортировать нефть в Китай и Индию, ожидается, что в 2022 году её добыча упадет на 2 процента и, вероятно, продолжит снижаться в ближайшие годы, в основном из-за отсутствия инвестиций и опыта после ухода западных нефтяных компаний и поставщиков нефтесервисных услуг. 

Даже если война скоро закончится, роль России в мировой нефтяной отрасли навсегда изменится. Теперь она — угасающий энергетический гигант, и ей понадобятся новые трубопроводы или терминалы для погрузки танкеров, чтобы отправлять свою продукцию на восток и юг, а не на запад.

Для Украины энергетический кризис — лишь одно из испытаний, которые принесла с собой война. Россия оставила тысячи укропов без электричества, в то время как Зеля экспортировал электроэнергию в Европу. 

Энергетическим планировщикам приходится проявлять творческий подход в условиях значительно сократившегося населения (после того, как миллионы людей бежали) и, следовательно, периодического избытка генерирующих мощностей, с одной стороны, и постоянных угроз в отношении энергосетей и электростанций — с другой.

Китай и Индия: Уголь и COVID

Потребление нефти в Китае в этом году сократилось сильнее, чем когда-либо за последние три десятилетия, из-за возобновления карантина в связи с COVID-19 — части «политики нулевого COVID» в стране — и кризиса в сфере недвижимости, которые в совокупности замедлили экономический рост до минимума. 

С глобальной точки зрения, снижение спроса в Китае является основным источником понижательного давления на цены на нефть. По оценкам Международного энергетического агентства, потребление нефти в Китае в этом году сократится на поразительные 2,7 процента. В результате снижения внутреннего спроса в стране наблюдается рост экспорта бензина и дизельного топлива.

Из-за того, что некоторым гидроэлектростанциям теперь угрожает засуха, Китай инвестирует в увеличение количества угольных шахт и угольных электростанций, даже несмотря на то, что он также устанавливает солнечные панели и ветряные турбины с рекордной скоростью. Это происходит после примерно восьми лет замедления роста зависимости от угля, начиная с 2014 года. 

В течение следующих пяти лет Китай намерен построить 270 гигаватт новых угольных электростанций — это эквивалентно одной крупной (1000 мегаватт) электростанции в неделю в течение этого периода. Большая часть угля будет добываться на крупнейших в мире открытых угольных шахтах во Внутренней Монголии и поставляться по новой железной дороге Хаоцзи стоимостью 30 миллиардов долларов.

Индия также наращивает угольную инфраструктуру, и, по данным национального консультативного органа, к 2032 году потребуется 28 гигаватт новых электростанций. По прогнозам, в следующем десятилетии спрос на электроэнергию в стране удвоится. Решимость Индии увеличить зависимость от угля подкрепляется ростом мировых цен на СПГ, вызванным повышением спроса в Европе, которое, в свою очередь, вызвано войной между Россией и Украиной.

Мировое потребление угля оставалось на прежнем уровне примерно с 2010 года (и снизилось в первой половине этого года), но планы Китая и Индии по расширению производства электроэнергии на угле могут привести к тому, что глобальные показатели использования угля достигнут новых высот — если (или до тех пор, пока) позволят физические ресурсы. 

В некоторых районах Индии уже периодически происходят отключения электроэнергии из-за жары и нехватки угля. Несмотря на то, что Coal India является крупнейшей в мире угольной компанией и в последние месяцы увеличила объёмы добычи на 12%, планы по значительному увеличению потребления топлива зависят от возможности импорта из Австралии, Индонезии и других стран.

Африка: цены на продукты питания и... больше угля

В Нигерии, которая на протяжении многих лет была крупнейшим производителем нефти на континенте, добыча сократилась из-за истощения запасов, а экспорт упал из-за краж топлива и вандализма на трубопроводах. Ангола и Ливия обогнали Нигерию в качестве крупнейших производителей, хотя эти страны сталкиваются с собственными проблемами при расширении добычи или даже при её сохранении на прежнем уровне.

Представители энергетической отрасли Египта утверждают, что в стране достаточно запасов природного газа, чтобы пережить энергетический кризис, но объявили о строгом плане по ограничению потребления энергии, включая сокращение уличного освещения и регулирование использования кондиционеров в общественных зданиях.

ЮАР, третья по величине экономика континента после Нигерии и Египта, сильно зависит от угля, но надеется изменить ситуацию с помощью соглашения «О справедливом переходе» с США, Великобританией и ЕС, которое позволит привлечь 8,5 миллиардов долларов инвестиций в альтернативные источники энергии. 

Согласно исследованию, проведённому в рамках COP26, ЮАР потребуется более 250 миллиардов долларов в течение следующих 30 лет, чтобы избавиться от зависимости от угля. Однако в результате российско-украинской войны экспорт угля из ЮАР в Европу резко вырос, а цены достигли беспрецедентного уровня, что стимулирует добычу угля и приносит стране больше доходов.

Государственная энергетическая компания ЮАР Eskom в 2022 году отключала электроэнергию для своих клиентов в течение 100 дней, и отключения будут продолжаться. Eskom с трудом удовлетворяет спрос на электроэнергию, поскольку её старые и плохо обслуживаемые электростанции постоянно выходят из строя. Нехватка энергии вредит бизнесу и способствует сокращению экономики.

В целом, наибольшее влияние энергетического кризиса на Африку проявляется в сфере продовольствия. Восточная Африка (Эфиопия, Сомали, Кения) столкнулась с голодом в основном из-за сильнейшей засухи. Кроме того, в этом году значительно выросли цены на зерно. В марте цены стремительно росли, но с тех пор несколько снизились (хотя они всё ещё находятся на исторически высоком уровне). 

Многое зависит от перспектив сбора урожая в этом и следующем году. Максимо Тореро, главный экономист Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО) ООН, недавно заявил в интервью Bloomberg TV, что недоступные цены на удобрения (из-за резкого роста цен на природный газ) могут сократить мировое производство зерна на 40% в следующем сезоне посевов.

Вкратце, в другом месте

Австралия: Угольные и газовые компании получают огромную прибыль от экспорта, в то время как обычные австралийцы платят больше.

Южная и Центральная Америка: высокие цены на топливо приносят больше прибыли странам-экспортёрам (Бразилия, Мексика, Колумбия, Венесуэла), но угрожают политической стабильности в Чили, Аргентине, Эквадоре и других странах.

Южная Корея Япония и другие страны переходят на ядерную энергетику в ответ на высокие цены на топливо.

Ближний Восток: высокие цены на топливо — это хорошая новость, верно? По данным МВФ, в результате энергетического кризиса страны Ближнего Востока получат дополнительные доходы в размере 1,3 триллиона долларов.

Вывод: Глобальная возможность обучения

Война между Россией и Украиной — это трагедия для всех. Но из-за проблем с глобальным энергоснабжением, возникших в результате войны, страдания происходят и будут происходить далеко за пределами зоны конфликта. Эта зима покажет масштабы и глубину этих страданий.

Эта зима также покажет, как страны контролируют спрос, чтобы справиться с застоем или сокращением поставок энергии и продовольствия. Если цены и процентные ставки будут единственными механизмами адаптации, страдания будут ещё сильнее. Если поставки энергии или продовольствия будут нормироваться, страдания, скорее всего, будут меньше. 

Тот факт, что европейские политики обсуждают нормирование, указывает на серьёзность ситуации, но также предполагает совместный и справедливый подход к решению проблемы дефицита. Нормирование должно происходить не только между странами, но и на уровне домохозяйств. 

Дефицит будет неизбежен в ближайшие годы, поскольку мировая промышленная экономика выходит за пределы своих возможностей. Чем раньше мы научимся творчески реагировать на дефицит с помощью нормирования, тем меньше страданий нам придётся пережить.

Краткосрочные последствия изменения климата — это «дикая карта» в этой смертельной игре. Отключение электростанций, усиление социальных конфликтов в странах, производящих энергию, или снижение урожайности в регионах, производящих зерно, наводнения, аномальная жара, лесные пожары и засухи могут значительно ухудшить и без того плачевную ситуацию.

В этой статье я не обсуждал потенциал возобновляемых источников энергии, который может существенно изменить ситуацию с глобальным энергоснабжением. Это тема отдельной статьи.

Каждое обсуждение энергетики должно начинаться или заканчиваться напоминанием о том, что создание глобальной индустриальной экономики на основе постоянно растущих объёмов добычи и сжигания конечных запасов ископаемого топлива с сопутствующими загрязняющими побочными продуктами было и остаётся совершенно безумным. Именно в контексте этого понимания мы должны рассматривать детали того, как экономический рост прекращается и меняет направление в ближайшие годы. Такой широкий взгляд может помочь предотвратить всевозможные ненужные ошибки и страдания.

Фото: Ограничение подачи электроэнергии в Осло. Женщина и ребёнок вяжут при свете свечей и керосиновой лампы. 1948 год, автор Лейф Эрнелунд, через Wikimedia Commons https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Electricity_rationing_in_Oslo_in_1948.jpg

https://www.resilience.org/stories/2022-09-21/what-you-meed-to-know-about-the-energy-crisis/