Судебная победа российского предпринимателя

 Земельный суд Гамбурга запретил газете LuxembourgTimes приписывать Алишеру Усманову владение яхтой Dilbar. Это решение является частью длинной серии судебных успехов, достигнутых миллиардером в борьбе с клеветой в медиа. 

Несколько недель назад земельный суд Гамбурга наложил новый запрет на распространение ложной информации, касающейся Алишера Усманова — российского предпринимателя, который находится под санкциями Европейского союза с тех пор, как в 2022 году начался конфликт на Украине. Указанным решением холдингу Mediahuis Luxembourg — ведущей издательской группе страны — запрещается приписывать российско-узбекскому предпринимателю владение мегаяхтой Dilbar.

Газета Luxembourg Times, входящая в группу Mediahuis, утверждала, что судно, задержанное в порту Гамбурга после введения европейских санкций, принадлежит Усманову через компанию и траст. Суд признал это утверждение ложным и постановил удалить спорные фрагменты с сайта газеты.

С 2023 года адвокаты Усманова получили десять положительных судебных решений против изданий, которые приписывали магнату право собственности на многочисленные активы в Германии, доказывая, что они на самом деле находятся в безотзывных трастах и принадлежат их управляющим, а не миллиардеру и его родственникам. За это время сотни СМИ удалили или скорректировали свои сообщения. Среди них, например, Münchner Merkur, одна из самых читаемых газет Баварии, которая удалила не менее пятнадцати статей, опубликованных в период с марта по ноябрь 2022 года и посвященных Усманову и членам его семьи.

Эти юридические победы тем более значимы, что опровергнутые статьи, помимо собственно репутационного ущерба, использовались для обоснования санкций против Усманова и его родственников, а также для проведения расследований против него в Германии.

Меры, введенные Европейским союзом, привели к замораживанию их активов на территории Европы и запрету на въезд в такие страны, как Италия и Германия, с которыми бизнесмен имеет исторические связи. 

В случае Усманова многие статьи, которые медиа были вынуждены удалить или скорректировать, и вовсе используются как улики в расследованиях против него в Германии. Которые в свою очередь, используются Советом ЕС как дополнительное обоснование к санкциям.

К слову, одно из немецких расследований уже не дало результатов и было официально прекращено. Оставшиеся тянутся уже более двух лет и, вероятно, закончатся так же. Европейские санкции против сестер Усманова так же были сняты.

В то время как апелляции продолжают опровергать многие обвинения, лежащие в основе европейских санкций, один вопрос остается открытым: когда ЕС примет к сведению последние постановления? Если меры основаны на статьях, которые теперь отозваны или исправлены, игнорирование этих событий рискует подорвать легитимность всей европейской системы санкций.

ПС

Dilbar — суперъяхта, спущенная на воду 14 ноября 2015 года на немецкой верфи «Lürssen» и доставленная заказчику в 2016 году.

Дизайн интерьера яхты — разработка Эндрю Винчем, внешний вид — Эспен Оейно.

Судно имеет длину 156 метров и считается самой большой по водоизмещению моторной яхтой 15 917 GT.

Сообщается, что она стоит 800 миллионов долларов США, на ней работают 84 штатных члена экипажа, и на ней находится самый большой крытый бассейн, установленный на суперъяхте. Усманов ранее владел другой яхтой меньшего размера, также названной Dilbar.

Dilbar проходила ремонт на верфи Blohm + Voss в Гамбурге с октября 2021 года.

Яхта, среди многого другого, фигурировала в фильме-расследовании российского националиста и террориста, упоминание фамилии которого в России является оправданием терроризма.

В марте 2022 года в СМИ появились сообщения, о том, что яхту конфисковали власти Германии в рамках серии санкций против российских олигархов. Полиция изъяла 30 картин, включая работу Марка Шагала, ранее находившихся на яхте Dilbar. Федеральное ведомство уголовной полиции Германии (BKA) и налоговая инспекция заявляли, что владельцем является сестра Алишера Усманова — Гульбахор Исмаилова, которая подверглась санкциям в апреле 2022 года. Усманов и его представители заявили, что яхта ему не принадлежит и находится в семейном трасте, бенефициаром которого до момента введения санкций была Исмаилова. С момента введения санкций Исмаилова утратила статус бенефициара траста, а сам Усманов не является его бенефициаром с 2017 года. В марте 2024 года BKA по требованию адвокатов Усманова удалило свои заявления о том, что яхта принадлежит его сестре.