Большинство россиян придерживаются негативных оценок в отношении мигрантов, следует из свежего опроса «Левада-центра»

Согласно данным за май, 56% респондентов считают, что мигранты повышают уровень преступности, столько же полагают, что они отбирают рабочие места у граждан РФ, а 52% убеждены, что мигранты разрушают российскую культуру. Почти две трети (66%) согласны с утверждением о росте преступности из-за миграции — этот показатель остаётся стабильным последние 10–15 лет.
 
 Как рассказал “Незыгарю” источник, ухудшение общественного отношения к мигрантам связано прежде всего с усилением антимигрантской риторики после теракта в «Крокус Сити Холле» в марте 2024 года. По его словам, эта риторика активно поддерживается как на федеральном уровне, так и в информационной среде — в том числе через медиа и лидеров общественного мнения.
 
«Террористический акт в Крокус-сити своей бесчеловечностью и трагической гибелью мирных людей оказал сильное влияние на москвичей и жителей регионов Центральной России и крупных городов. Но позднее акцент сместился с осуждения непосредственно исламских террористов на всех мигрантов, в которых общество увидело потенциальных террористов»,обращает внимание социолог.
 Все последующие теракты с участием мигрантов «только сильнее убеждали людей в прямой связке: террористы-мигранты».
 
 Дополнительным фактором остаётся криминальная статистика: преступления, совершённые мигрантами из стран Центральной Азии, вызывают особенно острое общественное осуждение. В условиях СВО растёт запрос государства на ужесточение требований к мигрантам, принимающим российское гражданство. Согласно распространённому мнению, такие граждане должны владеть русским языком и проходить службу в армии, включая участие в СВО.
 
«Мигрантов всё чаще воспринимают как представителей маргинального слоя, фактически приравнивая к антисоциальным элементам», — утверждает источник “Незыгаря”. В крупных городах, таких как Москва, где экономика серьёзно зависит от трудовых мигрантов, уровень неприятия усиливается. По словам источника, ужесточение миграционной политики и риторики стало «удобным инструментом» повышения рейтингов для власти и пропаганды.
 
 Собеседник также отметил, что сокращение численности мигрантов поддерживается абсолютным большинством россиян. Основной мотивацией выступает не только желание усилить контроль над серым рынком труда и увеличить налоговые поступления через систему патентов, но и политическая привлекательность темы - «антимигрантская риторика сплачивает общество». По его словам, при необходимости власть может инициировать новые волны ужесточения риторики, а силовые ведомства охотно подключаются к «популярной» повестке. Но эксперты предупреждают- это ведет к криминализации темы, увеличивается число экстремистских групп и сообществ, которые призывают к насилию в отношении мигрантов и росту исламофобии.
 
 На фоне текущих настроений и политических выгод предпосылок к смягчению миграционной политики и общественного климата не наблюдается.
 
 При всем активном антимигрантским дискурсом, российские власти придерживаются многовекторной тактики. «Президент Таджикистана Рахмон сидит на параде Победы рядом с Путиным. Российские чиновники постоянно обхаживают лидеров центрально азиатских стран,обещая им преференции. Лавров заявляет, что мигранты полезны. Такой хаос связан с отсутствием современного миграционного законодательства, высокой коррумпированностью и политическими спекуляциями», считает эксперт,работающий в сфере миграционного законодательства.
 
 Наиболее яркими мигрантофобами стали Вячеслав Володин, Дмитрий Медведев и Александр Бастрыкин. «Их риторика зачастую на грани фола». Откровенную антимигрантскую риторику выбирает и РПЦ.
 
 По мнению юристов, «Государственная Дума вместо реформы миграционного законодательства занимается принятием лоскутных поправок, которые увеличивают коррупцию и создают негативный эмоциональный фон, но проблем не решают. Например, недавно принятый пакет поправок ограничил прием детей мигрантов в школы и нарушил целый ряд международных конвенций, в том числе конвенцию о правах детей».

t.me/russicaRU/62930

 

Комментарий: Анатолий Несмиян

Антимигрантская направленность риторики власти вполне благосклонно воспринимается значительной частью общества. Во-первых, чисто бытовой национализм и ксенофобия - вполне обычное дело, когда они находятся на достаточно низком уровне, где враждебность заменяется осторожностью, но без особого фанатизма. Однако этот уровень может быть быстро повышен, особенно, если сама власть берет курс на разжигание ненависти.
 
 Во-вторых, политика «осажденной крепости» требует создание образа многочисленных врагов как внутри, так и вне «крепости». Истребив под корень несогласных (во всяком случае публично и организационно несогласных) власть столкнулась с проблемой формирования образа врага внутри страны. Мигранты - крайне соблазнительный объект приложения усилий, и теперь власть самым активным образом формирует и повышает ненависть к ним.
 
 Логично, что при такой постановке вопроса заниматься системной работой по снижению угроз со стороны мигрантов (а они вполне реальны) никто не будет. Во-первых, некогда, во-вторых, а зачем, ну и, в-третьих, эти люди вообще непригодны ни к какой системной работе. Соответственно, на самых высших уровнях находятся те, кто организует волны злобы и ненависти, которые не могут дать никакого положительного результата, да и не рассчитаны на него.