В период Великой Отечественной войны Гидрометслужба СССР была включена в состав Вооружённых сил страны

В начале Великой Отечественной войны Гидрометслужба СССР была включена в состав Вооружённых сил страны. 15 июля 1941 года было создано Главное Управление Гидрометслужбы Красной Армии (ГУГМС КА).

ГУГМС и Центральный институт погоды (с 1943 года — Центральный институт прогнозов) стали частью Народного комиссариата обороны и были подчинены Генеральному штабу. В штабах фронтов и армий были созданы гидрометеорологические отделы.

С первых дней войны Гидрометслужба работала для фронта.

В годы войны наша служба располагала значительным научным потенциалом, который можно было использовать в военных целях. Война дала мощный толчок развитию метеорологии и гидрологии, но и потребовала от них значительных усилий. Метеорологическая информация стала «ценным видом оружия».

До 22 июня 1941 года в Центральный институт погоды поступали данные о погоде со всех советских и многих зарубежных метеорологических станций. Но с началом войны единой «мировой» погоды больше не было. Воюющие стороны засекретили свои метеорологические сводки, которые передавались по радио. Для этого использовался собственный метеорологический код. Если возникали подозрения, что данные могут быть перехвачены и расшифрованы противником, код немедленно менялся. Метеорологические данные стали настоящей военной тайной.

Синоптическая карта стала своеобразным зеркалом, отражающим ситуацию на линии фронта. По мере отступления наших войск закрывались ценные для синоптиков точки. Синоптикам приходилось работать с неполными картами, на которых целые страны выглядели как белые пятна.

«Обрезанная карта» — так синоптики называли синоптическую карту с неполными метеорологическими данными во время войны. Использовалась любая возможность расширить рамки «обрезанной карты». На фотографии представлена «обрезанная карта» от 30 августа 1941 года.

В тяжёлом 1942 году были предприняты попытки получить сведения о погоде на оккупированных немцами территориях. Среди партизан, действовавших в Белоруссии и Смоленской области, были люди, знакомые с методикой метеорологических наблюдений и умевшие работать с приборами. Они стали добровольными метеорологами-наблюдателями. Собранные ими данные о погоде передавались по радио. Сводки с метеорологической информацией поступали в Центральный штаб партизанского движения в Москве, а оттуда — в штабы армий, в авиацию дальнего действия и в Центральный институт прогнозов.

Конструкторы с участием работников Гидрометслужбы в короткие сроки создали компактную метеорологическую станцию, состоящую из двух небольших чемоданов.

Уникальные десантные автоматические радиометеорологические станции доставлялись авиацией в немецкий тыл и четыре раза в день автоматически передавали сигналы на расстояние в несколько сотен километров, предоставляя надёжную информацию о погоде на лётных трассах.

Гидрометеорологические описания и справочники по районам боевых действий, созданные гидрологами и климатологами, оказались полезными в войне. Новые методы прогнозирования уровня рек в качестве водных заграждений и переправ также оказались эффективными. Были разработаны методы прогнозирования проходимости местности для различных видов техники. Правильная оценка и прогноз гидрометеорологических условий способствовали важным военным операциям с самого начала войны.

В ходе всех крупных операций Генеральный штаб поручал Центральному институту прогнозов подготовить всестороннюю информацию об ожидаемых гидрометеорологических условиях.

Прогноз о том, что немецкая авиация не сможет летать, позволил провести парад на Красной площади 7 ноября 1941 года без помех.

Прогноз о состоянии снежного покрова для танков во время обороны Москвы позволил определить сроки контрнаступления в ноябре-декабре 1941 года. Прогноз резкого похолодания и прекращения распутицы в ноябре-декабре 1941 года способствовал успешному контрнаступлению войск Южного фронта.

Взлом льда искусственным паводком на канале имени Москвы, который превратил его в серьёзное водное препятствие, остановил немецкое наступление севернее Москвы.

Как сообщается на сайте Росгидромета, точные прогнозы погоды сыграли важную роль в планировании боевых операций при форсировании Днепра летом и осенью 1943 года; в наступательных операциях Волховского, Северо-Западного и Калининского фронтов зимой 1942 года; при обороне Сталинграда и разгроме немецкой группировки войск зимой 1942-1943 годов. Учёт проходимости замёрзших болот и ледяного покрова рек под Тихвином, Ржевом, Вязьмой и Тверью в январе-феврале 1942 года позволил назначить контрнаступление на ожидаемое улучшение погоды.

Гидрометеорологическое обеспечение сыграло важную роль в создании и успешной работе знаменитой «Дороги жизни» по льду Ладожского озера.